RSS Eng

10 апреля, 2013

RSS

Печать

Кто не на контракте, тот – в антракте

Кто не на контракте, тот – в антракте

9 апреля на слушаниях в ОП обсуждались перспективы, проблемы и последствия театральной реформы.

Тема мероприятия возникла в связи с внесенным в Правительство РФ проектом поправок в Трудовой кодекс РФ, касающихся «регулирования оплаты труда творческих работников», а по сути – переходом театров на конкурсную и контрактную систему.

Открывая мероприятие, член ОП Елена Лукьянова призвала членов профессионального сообщества – художественных руководителей театров, представителей творческих союзов и специалистов по трудовому праву, поделиться своим видением того, как будет проводиться реформа и какие риски могут возникнуть в ходе ее реализации?

Обращаясь к участникам слушаний, член ОП Сергей Абрамов отметил, что преимуществом любого репертуарного театра является постоянная труппа. «Но в то же время, - подчеркнул член ОП, - театральный коллектив нуждается в регулярном обновлении, поскольку его оптимальный состав требует определенного соотношения – и по возрасту, и по полу, и по амплуа актеров. То есть, перед руководителем театра стоит многофакторная задача – надо сохранить костяк, при этом регулярно пополняя труппу. Плюс надо заботиться и о постоянной занятости актеров в спектаклях».

Сергей Абрамов считает, что эффективно решать эти задачи можно лишь при наличии у руководителей театров определенного набора полномочий, в том числе, права заключать с членами труппы срочные договоры.

Заместитель директора Театра Сатиры Марк Гурвич уверен, что контрактную систему в театрах нужно вводить обязательно, поскольку, действительно, любому творческому коллективу необходима ротация. И, безусловно, предлагаемые поправки призваны эту задачу решить. «Но в проекте нет никаких разъяснений о том, каким образом перейти на такую систему, обеспечив при этом социальные гарантии тем работникам театра, контракт с которыми не будет заключен», - отмечает он. Эксперт уверен, что в таком виде закон принимать нельзя.

С этим мнением согласилось большинство участников слушаний. Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис считает, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Он предложил создать рабочую группу с участием не только специалистов по трудовым отношениям, но и ведущих представителей отрасли, для выработки предложений по совершенствованию законопроекта.

Заместитель Председателя Союза театральных деятелей Геннадий Смирнов, который участвовал в разработке законопроекта, пояснил, что речь идет только о востребованности конкретного работника в конкретном театре.

«Такой подход дает возможность руководителю сбалансировать труппу, разнообразить репертуар театра», - поясняет Смирнов. Но, поддерживая закон в целом, СТД также подчеркивает, что реформирование трудовых отношений руководителя театрального коллектива с труппой должно сопровождаться комплексом мер социальной защиты для работников, причем не только достигших пенсионного возраста, но и всех остальных. В Союзе считают, что сами театры должны в какой-то мере обеспечить такие гарантии.

«При каждом театре должен быть создан фонд поддержки работников труппы, куда будут отчисляться какие-то средства от продажи билетов», - предложил Смирнов.

Худрук «Театриума на Серпуховке» Тереза Дурова подчеркнула, что увольняя актера, руководитель коллектива должен быть уверен в том, что у него есть полный пакет социальных гарантий до тех пор, пока он не найдет новую работу.

«И обеспечить такие гарантии должно государство, никакие актерские фонды и творческие союзы не являются здесь альтернативой, поскольку все мы понимаем, насколько унизительно творческому человеку обращаться за материальной поддержкой в какой-либо фонд. Поэтому, если закон, который мы сегодня обсуждаем, призван действительно помочь развитию театра, к нему должна прилагаться четкая социальная составляющая», - заявила Дурова.

Заместитель руководителя Департамента культуры г. Москвы Евгения Шерменева обратила внимание присутствующих на то, что закон дает именно возможность развития, в том числе, провинциальных театров.

«Новый подход позволит театрам в регионах заполучить хороших актеров, с которыми по тем или иным причинам не заключат контракты крупные столичные театры», - считает она. Шерменева привела в пример молодых режиссеров, которые сегодня много мигрируют по стране, работая с различными театрами на срочных контрактах.

«Кроме того, - добавляет чиновник, - закон позволит руководителем театров эффективнее расходовать бюджет. Сейчас они вынуждены тратить бюджетные деньги на оплату тех, кто не занят в спектаклях, а для привлечения нужных актеров искать внебюджетные средства».

Подводя итоги слушаний, Елена Лукьянова констатировала, что четкого понимания о том, как, и на каких условиях будет реализовываться переход театров на контрактную систему, у присутствующих, похоже, нет. Она заверила, что ОП готова предоставить площадку для дальнейшего обсуждения проекта поправок и выразила готовность привлечь необходимых специалистов для выработки предложений по совершенствованию законопроекта.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Видео

Кто не на контракте, тот — в антракте

Теги: Елена Лукьянова, Сергей Абрамов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться