RSS Eng

25 марта, 2014

RSS

Печать

Основа основ

Основа основ
25 марта на слушаниях в ОП обсудили проект закона «Об основах общественного контроля».
 
Открывая мероприятие, первый заместитель секретаря ОП Михаил Островский напомнил, что появление проекта закона «Об основах общественного контроля» — плод многолетней работы ОП. «Мы прошли долгий и нелегкий путь — от абсолютного неприятия нашей идеи до ее полного одобрения и поддержки на всех уровнях. На протяжении почти трех лет нами была проделана огромная работа, мы проводили консультации, собирали предложения, два раза выносили этот вопрос на пленарное заседание», — сообщил Михаил Островский и добавил, что проект закона направлялся на рассмотрение во все федеральные органы власти и общественные советы при министерствах и ведомствах. Кроме того, по словам Островского, в обсуждении документа принимали участие региональные общественные палаты, в 20 субъектах РФ прошли выездные семинары с участием членов ОП.
 
«В определенный момент к разработке проекта закона подключился Совет по правам человека при Президенте РФ», — продолжил Михаил Островский. «В СПЧ поначалу предложили свой вариант законопроекта, но в итоге в Госдуму был внесен „объединенный“ вариант документа, в который вошли и предложения ОП, и СПЧ», — пояснил он.
 
В ходе слушаний было отмечено, что принятие закона потребует огромного количества — более 25 — изменений в действующее законодательство. Член ОП Иосиф Дискин отметил, что для того, чтобы закон стал работать, в первую очередь, предстоит внести ряд изменений в кодекс административных правонарушений. По словам Дискина, это необходимо для того, «чтобы неповадно было грубо нарушать нормы общественного контроля».
 
«Что же касается содержательной части законопроекта, хочу отметить, что в его нынешнем варианте полностью отсутствуют нормы защиты общественных интересов. Эти нормы крайне важны, необходимо вернуть положение о действиях в защиту общественных интересов ко второму чтению законопроекта — это моя принципиальная позиция», — заявил Дискин.
 
Еще одним серьезным недостатком обсуждаемого проекта закона, который был отмечен всеми участниками слушаний, стало существенное ограничение субъектов общественного контроля — то есть тех организаций, которые смогут по закону осуществлять контрольные функции. «Исключение общественных объединений из процедуры общественного контроля, предложенное новым законом, вызвало большое недоумение», — отметила член ОП Елена Тополева. Есть, по ее мнению, и еще один принципиально важный момент — следует подумать о том, как увязать новый закон с уже существующими принципами общественного контроля, например, с нормами работы общественных советов.
 
Урезанием списка субъектов общественного контроля недовольна и член ОП Светлана Разворотнева. «Есть организации и активисты, которые уже занимаются этой деятельностью на протяжении многих лет, у них есть определенный опыт, ценные наработки, они ни в коем случае не должны быть выключены из процесса», — уверена она.
 
Член ОП Иван Мохначук считает урезание количества субъектов нецелесообразным. По его словам, активность в этом вопросе сейчас проявляют не более 20% наших граждан, так что переизбытка «контролеров» не будет даже в случае существенного расширения списка. «А, между тем, необходим серьезный общественный контроль, в том числе, за исполнением указов Президента в российских регионах. Во всех проверках обязательно должны принимать участие представители народа, пользующиеся доверием в обществе, поскольку уровень такого доверия у чиновников крайне низкий», — отметил Мохначук.
 
О субъектах общественного контроля говорил и член ОП Борис Альтшулер. «Важно понимать, как будут формироваться эти субъекты, чтобы быть уверенными в том, что они не станут декоративными», — считает эксперт. Он пояснил, что субъекты общественного контроля должны по закону иметь право формировать профильные общественно-наблюдательные комиссии, привлекать к работе тех экспертов, которых они считают нужным, а также пользоваться услугами независимых аудиторов.
 
Альтшулер также обратил внимание на такой важный фактор, как конфиденциальность информации, полученной в ходе работы общественных контролеров. «Люди, осуществляющие эту деятельность, должны быть предупреждены об ответственности за разглашение любой информации, полученной в ходе своей работы», — подчеркнул он.
 
Член ОП Дмитрий Галочкин считает необходимым жестко закрепить в законе положение о статусе общественной экспертизы. «Движение любого нормативного документа должно обязательно сопровождаться результатами общественной экспертизы, отношение к которым, сейчас, к сожалению, часто бывает неуважительным», — заявил член ОП.
 
Депутат Госдумы Сергей Железняк, выступая на слушаниях, отметил, что на сегодня огромное количество элементов общественного контроля уже существует, а сейчас речь идет об их систематизации. «Наша задача — выстроить систему общественного контроля так, чтобы проверяющие знали, какими правами они обладают, у органов власти не было шансов увиливать от проверок, а у общества должна быть возможность наблюдать и оценивать результаты. В предлагаемом законе прописаны требования к СМИ публиковать результаты общественного контроля с тем, чтобы любой гражданин имел возможность получить информацию о том, что сделано, какие недостатки выявлены, и какая работа дальше планируется», — отметил депутат. Железняк заверил присутствующих, что депутаты готовы к дальнейшей совместной работе над проектом закона и к его обсуждению с общественниками.
 
Член СПЧ Игорь Борисов назвал проект закона «плодом компромисса внутри гражданского общества». «Так или иначе, этот закон нам необходим, предлагаю поддержать его прохождение в первом чтении, а ко второму чтению подготовить поправки с учетом озвученных замечаний», — заявил Борисов.
 
Подводя итоги слушаний, Иосиф Дискин озвучил решение согласиться с предложенным проектом закона, представленным к первому чтению, а ко второму чтению подготовить замечания о расширении списка субъектов общественного контроля, возвращении в текст документа нормы защиты общественных интересов, а также рассмотреть вопросы, связанные с финансированием процедур общественного контроля и созданием методического документа для осуществления этой деятельности.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Общественный контроль, Борис Альтшулер, Дмитрий Галочкин, Елена Тополева-Солдунова, Иван Мохначук, Иосиф Дискин, Михаил Островский, Светлана Разворотнева

Актуальный комментарий

Забайкальского почтальона уволили из-за выброшенных в лесу писем

  • Светлана Яремчук

    29.08.2016

    Светлана
    Яремчук

    «Почте России нужно улучшать клиентский сервис, потому что возникает к ним много вопросов, вовсе не кадровых»

По данным Фонда общественного мнения, 15% россиян предпочитают домашнее обучение

  • Роман Дощинский

    29.08.2016

    Роман
    Дощинский

    «Эти данные вовсе не носят критический характер, ведь получается, что абсолютное большинство родителей (85%) обучение в школах устраивает»

Минэкономразвития подготовило закон о садоводстве и дачном хозяйстве

Россия возобновила чартерное авиасообщение с Турцией

  • Елена Сутормина

    29.08.2016

    Елена
    Сутормина

    «Я бы посоветовала россиянам быть осторожными с выбором места отдыха»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться