RSS Eng

20 ноября

RSS

Печать

«Зеленый» и «красный» коридоры продуктов питания

Эксперты в ОП РФ обсудили вопросы регулирования и контроля за здоровым питанием

«Зеленый» и «красный» коридоры продуктов питания

17 ноября в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Вопросы законодательного регулирования и общественного контроля в сфере потребления продуктов питания», в работе которого приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации, представители органов государственной власти, экспертного сообщества и общественных организаций, работающих в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики, защиты прав потребителей.

Актуальность темы продиктована тем, что в России смертность от основных неинфекционных заболеваний приближается к 70%, при этом прогрессирование большинства хронических болезней напрямую зависит от предотвратимых факторов риска — нерационального характера питания и недостаточной физической активности. В частности, низкая физическая активность характерна для 40% населения, ожирение — для 30%, избыточное количество соли потребляет почти половина россиян. 41% жителей едят мало фруктов и овощей, у 37% в рационе не хватает рыбы и морепродуктов. В последние десятилетия существенно выросло количество потребления сахара и сахаросодержащих продуктов, растет количество несовершеннолетних с избыточной̆ массой тела и ожирением.

По словам ведущего научного сотрудника ФГБУ «НМИЦПМ» Минздрава России Натальи Карамновой, основными мерами по формированию здорового питания должны стать законодательные механизмы, способные обеспечить широкие возможности социальной рекламы, повышающей грамотность населения в вопросах здоровья, в том числе профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний.

Необходимо разработать законодательную систему предоставления налоговых преференций для производителей продуктов, отвечающих критериям здорового питания: снижения содержания соли, добавленных сахаров, насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, законодательно закрепить использование йодированной соли, где это возможно. Кроме того, необходимо использовать системы акцизов на популярные среди молодежи продукты с высоким добавлением содержания сахара и соли и создать систему требований к маркировке пищевых продуктов на уровне законодательных актов — особенно это касается маркировки пищевых продуктов с избыточным уровнем содержания нутриентов.

«Если в рамках национального проекта разрабатывается вопрос маркировки по „зеленому коридору“, куда включены продукты, которые отвечают критериям здорового питания, — сказала Карамнова, — то в рамках стратегии безопасности пищевых продуктов идет разговор об отметке продуктов „красного коридора“, потреблять которые следует крайне редко».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов добавил, что дополнительные налоги с продаж связаны с большими техническими трудностями. Однако на некоторые продукты, в частности, на сладкую газировку, целесообразно ввести акцизы — такая мера более осуществима в техническом исполнении.

Руководитель комитета по функциональным продуктам питания комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Евгений Орешкин напомнил о необходимости скорейшего решения вопроса стимулирования бизнеса, чтобы предпринимателю было выгодно производить здоровые и полезные продукты.

«Большим производителям экономически нецелесообразно входить в бизнес функционального и здорового питания, — сказал он, — так как в настоящее время нет ни одного нормативного акта, который вычленял бы эту группу продуктов с точки зрения преференций со стороны государства, так что своевременное рассмотрение вопроса производства таких продуктов с точки зрения экономической выгоды для бизнеса представляется крайне важным».

Заместитель директора по научной и лечебной работе Института питания Антонина Стародубова сообщила, что 80% всех случаев сердечно-сосудистых катастроф сахарного диабета и 40% случаев онкологических заболеваний связаны именно с неправильным питанием. К сожалению, сказала она, в России не существует тенденции перехода к здоровому питанию. Более того, по данным Росстата, лишь 3% тех, кто сознательно не соблюдает правила здорового питания, объясняют свой рацион нехваткой средств. Более половины опрошенных не видят смысла в изменении рациона. В связи с этим усиление пропаганды здорового питания является одним из важнейших путей повышения продолжительности и качества жизни населения России.

Другими актуальными шагами по снижению потребления критически значимых продуктов могут стать регуляторные меры воздействия на пищевую промышленность, образование населения в вопросах здорового питания, информирования населения о критически значимых ингредиентах путем маркировки пищевых продуктов.

«Два последних пути являются наиболее значимыми, — отметила Стародубова. — Во многих странах разработаны методы рейтинговой маркировки пищевой продукции (метод светофора), и мы также должны предоставить потребителю информацию о том, что он покупает. Вопросы маркировки связаны не только с образованием населения, но и со стимулированием производителей. Если мы сможем ввести корректную маркировку пищевой продукции, на основании которой покупатель сможет делать выбор, то и производитель будет стараться изменить свою продукцию с лучшую сторону».

Вице-президент фонда «Здоровый диалог» Алексей Осипов отметил, что важным инструментом формирования здорового рациона и выбора продуктов у населения является информация на этикетках продуктов, их маркировка. Здесь важен этап изготовления продукта, на котором будет осуществляться маркировка.

«Если мы маркируем продукты, при изготовлении которых используется, например, сахар, то важно понимать, вносим ли мы количество сахара до процесса изготовления либо по итогу изготовленного продукта. Это надо конкретизировать, так как известно, что существуют продукты, в производстве которых используется сахар, однако на выходе его количество минимально, так что продукция попадает в „зеленый коридор“», — отметил Осипов.

В ходе дискуссии участники круглого стола сошлись во мнении, что подходы к маркировке действительно необходимо менять, указывая ингредиенты не по началу производства, а в конечной точке изготовления с учетом добавленных ингредиентов. Таким образом потребитель будет иметь четкое представление о составе приобретенного им продукта.

Отдельной темой дискуссии стало качество школьного питания. Заместитель директора по организационно-методической работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровых детей» Светлана Селюнина напомнила, что нарушение пищеварительной системы входит в первую пятерку основных функциональных отклонений учащихся средних школ, а в структуре хронических патологий болезни желудочно-кишечного тракта занимают ведущее место. При этом в школах обнаруживаются факты нарушения норм питания за счет снижения пищевой ценности продуктов и уменьшения порций готовых блюд. Помимо этого, выявляются факты поставки продовольственного сырья, не соответствующего требованиям безопасности.

«Обычных надзорных мер недостаточно, — отметила она, — необходимо усиление административного воздействия силами организаций общественного контроля во взаимодействии с органами местного управления».

Глобальной проблемой остается фальсификация пищевой продукции. Согласно данным Роспотребнадзора, в настоящее время в 77 субъектах РФ зафиксировано более 2,5 тыс. случаев фальсифицированной молочной продукции, 22% из них выявлены в образовательных, оздоровительных и социальных объектах. В связи с этим, заявила Селюнина, необходимо усилить административную и уголовную ответственность за подобные нарушения в данной группе учреждений.

Напомним, в соответствии с Указом Президента «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» был разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Его основные задачи — развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности, разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии.

Разработанная Минздравом и находящаяся сейчас на межведомственном обсуждении «Стратегия формирования здорового образа жизни, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Российской Федерации до 2025 года» предусматривает следующие основные направления — это формирование здорового образа жизни на межведомственной основе (путем информирования и мотивирования населения к ведению здорового образа жизни, с привлечением СМИ, образовательных, культурных учреждений, общественных организаций, волонтеров, а также обеспечения условий для здорового образа жизни — безопасной среды, возможности здорового питания и физической активности); выявление лиц с высоким риском заболеваний с помощью диспансеризации, профилактических осмотров, работы центров здоровья; вторичная профилактика с целью предупреждения развития осложнений в ходе диспансерного наблюдения, контроль течения НИЗ и коррекция их факторов риска в стационарах, санаториях.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Артем Кирьянов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться