RSS Eng

15 февраля

RSS

Печать

«Нулевое чтение» в ОП РФ прошел законопроект о создании образовательных подразделений

«Закон, рожденный жизнью» — так его охарактеризовали участники заседания

«Нулевое чтение» в ОП РФ прошел законопроект о создании образовательных подразделений

Данный законопроект направлен на устранение трудностей, связанных с лицензированием и государственной аккредитацией тех организаций, в которых обеспечивается только практическая подготовка обучающихся при реализации отдельных частей образовательных программ.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Александр Русаков объяснил присутствующим основные цели заседания: «На сегодняшний день Комитет по науке и образованию Государственной Думы ответственен за прохождение и рассмотрение этого документа. Наше право сегодня — одобрить или не одобрить его и вынести результат на пленарное заседание.

Также можем сопроводить его рядом рекомендаций, которые будут направлены в ГД. Большинство экспертов поддерживает данный проект, считая его обоснованным, своевременным и востребованным. Сама конструкция, время внесения и целесообразность экспертами не считается ошибочной. Поддержка в данном случае практически единогласная».

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев объяснил основные положения и поправки в законопроект: «Базовые кафедры не являются принципиально новой системой, эта практика зарекомендовала себя с советских времен. Например, знаменитый Физико-технический институт, который в какой-то мере дал новую парадигму хорошего качественного советского образования, когда были созданы 137 кафедр на площадках НИИ. Стоит также обратить внимание присутствующих на то, что законопроект касается не только высшего образования, но и относится к среднему профессиональному образованию».

По словам Александра Соболева, в соответствии с международной практикой образовательная программа строится по модульному принципу. Очень часто модули (логически выделенные элементы образовательных программ) реализуются совместно с партнерами — предприятиями, научными организациями. Этим занимаются многие университеты, которые имеют право на реализацию разработки программ в рамках собственных стандартов. И этот законопроект задает подобную логику развития, снимает барьеры на пути создания конкурентоспособных и современных образовательных программ.

Введение новой редакции Закона об образовании позволило распространить понятие базовых кафедр, создаваемых на площадке производственных предприятий, которые до этого были только в НИИ. Эксперт в качестве примера рассказал про программу подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Благодаря ей 3 000 студентов ежегодно готовятся по особой системе для предприятий в этой сфере деятельности. Составной частью программ являются практическая подготовка на специально выделенных местах — площадках предприятий, то есть непосредственно там, где строятся современные самолеты и разрабатывается оружие.

Эта практика сейчас очень высоко оценивается предприятиями оборонно-промышленного комплекса и крупнейшими корпорациями. В данной системе есть и другие плюсы: задействуются ресурсы предприятия, они интегрированы в систему образования. Непосредственно практики с большим опытом работы преподают ученикам. Также предприятия обладают необходимыми технологиями, в то время как университеты не успевают за гонкой технологий.

Но большинство вузов не использовали эту систему, потому что Рособрнадзор довольно странно трактовал имеющуюся нормативную базу. Практика создания базовых кафедр была не достаточной для того, чтобы создать новый уровень в образовательной системе. Сейчас в России чуть более 1000 базовых кафедр, в основном они касаются подготовки в области транспорта, оборонно-промышленного комплекса, медицины, на порядок меньше их в сфере педагогики.

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России рассказал о проблемах, с которыми сталкивались образовательные учреждения: «Мы провели обсуждение на многих площадках и практически везде видели одобрение, особенно если говорить о формальной части. Однако были и сомнительные моменты. К примеру, базовые кафедры невозможно было создавать за границами муниципальных образований. На Урале граница муниципального образования проходит примерно в километре от расположения крупных корпораций, которые обеспечивают весь Урал занятостью. К тому же, к филиалам предъявляются особые требования в лицензировании. Также есть ежегодный мониторинг Минобрнауки, по результатам которого многие филиалы попросту не достигают показателей, которые предъявляются к крупному образовательному учреждению. Таким образом, во многих регионах нет возможности подготовки специалистов. Должны быть сняты подобные искусственные барьеры».

Эксперт отметил, что по закону невозможно привлекать кадры высшей квалификации, так как невозможно назначить руководителем кафедры тех, кто находится в практике. Необходимо повысить статус подобных учреждений, предоставить возможность транспортным, педагогическим и медицинским вузам вести подготовку в своих филиалах. Также эксперты высказали опасение, что неэффективные филиалы будут переделываться под базовые подразделения. Чтобы этого не произошло, введена норма: только Министерство образования и науки согласовывает создание соответствующих кафедр. Также список образовательных программ должен быть четко проработан, сейчас наблюдается значительный перевес в подготовке юристов и экономистов.

Заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина также отметила актуальность темы: «Новый закон об образовании не дал точных трактовок, как организовывать эту деятельность. Я рада, что изменилась позиция Министерства образования по данному вопросу. Если мы сможем дать сейчас четкую правовую базу, нам удастся увеличить масштаб действий, связанный с приобретением детьми практических навыков. Это возможность дать ребенку не только попробовать непосредственно саму работу, но и побыть внутри системы предприятий.

Необходимо комплексно подходить к данной ситуации, возможно, внести также поправки и в Налоговый кодекс, чтобы все экономические вопросы были сняты. Необходимо четко прописать бюджетную основу, так как есть высокие риски налогообложения. Также лицензированию должна быть подвержена вся программа в целом, так как это будет понятнее потребителю. Может быть, стоит придумать иной юридический механизм для регулирования взаимоотношений, уйти от уже используемой системы „договор-аренда“. Стоит учесть, что подавляющее количество вопросов находится не в системе образования, а в вопросах грамотного правового регулирования».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Образование, Александр Русаков, Нулевые чтения

Актуальный комментарий

Кабмин выделил дополнительно 1,5 млрд рублей на лекарства россиянам

  • Дмитрий Амелькин

    23.08.2017

    Дмитрий
    Амелькин

    «Проблема заключается в так называемой «монетизации льгот» в 2005 году, которая несла в себе и положительные, и отрицательные моменты»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться