RSS Eng

02 октября, 2020

RSS

Печать

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

Будущее системы закупок в России обсудили эксперты в ОП РФ

Закупки-2030: от контроля и формализма к максимальной эффективности

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Закупки-2030», организованный Комиссией ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

Модераторами встречи выступили член комиссии Вадим Ковалев и руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.

Первым вопросом повестки стала необходимость регламентации закупок, ее цели и задачи.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров напомнил участникам о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащем оптимизационный пакет поправок по таким направлениям, как сокращение способов закупок, дальнейшее упрощение порядка проведения закупки, усиление предквалификации, типизация контрактов, повышение действенности обеспечения заявок и контрактов, унификация случаев несостоявшихся закупок, ограничения для необоснованного обжалования.

«Кроме того, необходимо найти баланс интересов между заказчиком, который заинтересован в том, чтобы иметь в своем распоряжении инструмент гибкого планирования своих закупок, и поставщиков, которые хотели бы иметь, например, трехлетний план закупок и ничего не менять», — заявил Лавров.

Он также напомнил, что в 2021 году планируется приступить к разработке крупного пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ).

«В этот законопроект планируем включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам), поскольку действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, субъект РФ создает собственные правила, фактически не работают», — сказал замминистра.

Руководитель ЗАО «Энергосервис» Сергей Дашков обратил внимание на то, что в рамках системы госзакупок предусмотрены два основных аспекта: реальные госзакупки и закупки регулируемого бизнеса, регулируемые 44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно.

«Мы должны четко понимать, как эти два сутевых аспекта управления расходами крупных субъектов должны сочетаться. Наша насущная задача — понять, в чем сходство и разница между ними, очертить границы их регламентации», — пояснил спикер.

Директор по закупкам ПАО «Ростелеком» Татьяна Карасева, также отметила важность темы регламентации закупок: «Сейчас весь закупочный процесс строится на базе контролинга и всеобщего недоверия к заказчикам, к поставщикам. И эта проблема не решается. Мы видим низкую конкуренцию, большое число несостоявшихся процедур, срывы сроков поставок. Хотелось бы увидеть новую парадигму, когда при входе в систему она сама формирует доверие».

В частности, спикер отметила, что закупщики, работающие по 223-ФЗ, сталкиваются с проблемой выбора качественного поставщика: «Ряд отборочных критериев трактуется как коррупционный, но при этом работать невозможно. Выстроенная система — это не сервис ни для закупщиков, ни для поставщиков».

В качестве решения проблемы Татьяна Карасева предложила создание сервиса, аналогичного системе госуслуг либо «Яндекс.Такси»: «Сервис “Яндекс.Такси”, при входе регистрирует всех водителей, все машины, определяет квалификацию нового участника. В госзакупках такого нет, и получается, что у меня выбран победитель на многомиллионный контракт, а я вообще его не знаю, есть ли у него инфраструктура, мощности. Таким образом, я оказываюсь под риском. Должен работать сервис анкетирования при входе, и необходимо проверять, насколько анкета соответствует действительности, должно проводиться определенное рейтингование, например как на booking.com».

Генеральный директор Института экономических стратегий Российской академии наук, член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Александр Агеев подвел итоги обсуждения аргументов в пользу регламентации закупок.

«Любые изменения в закон — это всегда переучивание и колоссальные затраты. Мы делаем это ради качества исполнения, скорости исполнения, ради того, чтобы было меньше бюрократического крючкотворства. И самое главное — это доверие между участниками сферы закупок», — заключил он.

Следующим вопросом повестки стала оценка эффективности системы регламентированных закупок.

Генеральный директор «Синапс-Мск», член научно-практического совета ИНЭС по закупкам, ГОЗ и диверсификации Сергей Картаев подчеркнул, что на сегодняшний день эффективность работы системы закупок никем не оценивается. По его словам, не оцениваются в том числе и затраты на ее содержание, хотя средства, которые вкладываются в эту сферу, колоссальны.

По мнению эксперта, для оценки эффективности системы необходимо определить конкретный результат ее функционирования и подсчитать, в какие средства он может обойтись. Картаев особо подчеркнул, что законотворчество и контроль также являются затратами, и их необходимо учитывать в обязательном порядке.

«Для того чтобы спроектировать систему “Закупки-2030”, нужны проектные команды — те, кто отвечает за то, что должно получиться в итоге, чтобы понимать, с какой эффективностью будет работать система. И мне хотелось бы, чтобы эксперты, в том числе Общественная палата, работали не только над совершенствованием того, что есть сейчас, но и над созданием принципиально новой системы закупок», — заключил эксперт.

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования «B2B-Center» Дмитрий Казанцев убежден, что именно конечный потребитель является мерилом эффективности закупки.

Он напомнил, что в настоящее время для оценки эффективности госзакупок закладываются два показателя: конкуренция и экономия, которая измеряется как разница между начальной максимальной ценой и ценой госконтракта.

«Эти два аспекта, безусловно, важны, однако здесь мы путаем вспомогательные показатели с реальными показателями эффективности, — подчеркнул эксперт. —Оценивать эффективность закупок можно только диверсифицированно, по отраслям, собирая при этом обратную связь от конечных потребителей. Мы должны выбирать между тем, что просто, и тем, что правильно, ориентироваться на реальные, а не на формальные показатели».

Завершая мероприятие, Вадим Ковалев сообщил, что предложения и замечания экспертного сообщества по тематике развития контрактной системы, в том числе по озвученной Минфином повестке, планируется регулярно обсуждать и консолидировать на базе Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности.

«В дальнейшем мы сможем направлять такие предложения заинтересованным ведомствам», — пояснил эксперт.

Теги: Экономика и бизнес, Вадим Ковалев

Актуальный комментарий

В Москве с 22 января откроются музеи, библиотеки и выставочные залы

  • Ирина Великанова

    21.01.2021

    Ирина
    Великанова

    «Музеи соскучились по посетителям, и это очень правильно — открыть для людей долгожданные выставки и любимые экспозиции»

В РФ хотят отменить транспортный налог на экологичные автомобили

  • Александр Холодов

    21.01.2021

    Александр
    Холодов

    «Транспортный налог в принципе давно потерял свою актуальность»

В соцсети «ВКонтакте» зафиксированы случаи использования аккаунтов для вовлечения несовершеннолетних в несанкционированные митинги

  • Александр Малькевич

    21.01.2021

    Александр
    Малькевич

    «Работа над безопасной и комфортной средой в Сети — дело не только государства, но и платформ, предоставляющих услуги»

Собянин объявил о смягчении ограничений на спортивных мероприятиях

  • Андрей Белоглазов

    21.01.2021

    Андрей
    Белоглазов

    «Решения мэра Москвы я воспринимаю в первую очередь как серьезную победу врачей и научного сообщества в борьбе c COVID-19»

Минтруд предложил опробовать удаленную медико-социальную экспертизу

Арбитражный суд Башкирии обязал прекратить работы на шихане Куштау

Выросла стоимость российской пшеницы

  • Владислав Корочкин

    21.01.2021

    Владислав
    Корочкин

    «Считаю, что необходимо более гибко использовать механизмы регулирования и не убирать с рынка небольших экспортеров»

МВД предложило вручать Конституцию вместе с первым паспортом

  • Владимир Легойда

    21.01.2021

    Владимир
    Легойда

    «Конституция — это представление о ценностях, лежащих в фундаменте российского общества»

Газпром к 2030 году реализует проект газификации России на 100 процентов

  • Юлия Оглоблина

    21.01.2021

    Юлия
    Оглоблина

    «Необходимо создать ресурс, на котором граждане могли бы видеть эту работу и следить за ее этапами»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться