RSS Eng

01 июня, 2018

RSS

Печать

Когда клиент не прав: как бороться с потребительским экстремизмом

В ОП РФ предлагают закрепить в законе о правах потребителей норму об общественном контроле

Когда клиент не прав: как бороться с потребительским экстремизмом

В Общественной палате в рамках круглого стола обсудили тему потребительского экстремизма, механизмы общественного контроля и методы борьбы на законодательном уровне.

Российский закон о защите прав потребителей, с одной стороны, защищает права добросовестного приобретателя, а с другой — дает простор для действий тем, кто использует принцип «потребитель всегда прав» в корыстных интересах. И пусть термин «потребительский экстремизм» в российском праве отсутствует, на деле он существует, уверены участники круглого стола.

«Мы уже получаем обращения о злоупотреблении правами потребителя, — отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов, обращаясь к участникам круглого стола. — Кое-где у нас порой происходят действия, которые бы я как юрист охарактеризовал как мошенничество. Поэтому мы решили сегодня обсудить ситуацию в части защиты прав потребителей и злоупотребления этим правом. Нам нужно обсудить: нужны ли нам поправки в законодательство? Должны ли мы каким-то образом работать с административными регламентами органов исполнительной власти? Что у нас происходит в Роспотребнадзоре? Важно, чтобы наша работа имела сухой остаток и в юридической среде».

«Мы хотели бы увидеть в законе о правах потребителей специальную норму, которая будет говорить об общественном контроле», — отметил Артем Кирьянов.

«Все нормативные изменения направлены на защиту потребителя, потребитель воспринимается стереотипно в нашем обществе как незащищенная сторона, которую необходимо оберегать. Это имеет обратный эффект», — считает Денис Фролов, руководитель коммерческой практики BMS Law Firm.

«На наш взгляд, предоставление потребителю широкого инструментария прав влечет обратную ситуацию, когда потребитель начинает этими правами пользоваться не для тех целей, которыми его наделил законодатель. К сожалению, ничего, кроме общей формулировки в Гражданском кодексе — о недопустимости злоупотребления своими правами при отсутствии права на защиту, нет.

Причем в любом потребительском споре взыскивается моральный вред, это дискредитирует институт компенсации морального вреда, когда от продажи, скажем, некачественных тапочек или любой другой обуви компенсация морального вреда выплачивается в размере пяти тысяч рублей — это выглядит достаточно странно.

Отсутствие пояснения термина „злоупотребление“ в законе о правах потребителей провоцирует появление негативных явлений, которые у нас периодически возникают», — сказал он.

Представитель Head of Legal, Finn Flare Алла Шелковская рассказала о случаях злоупотребления правом потребителей из личной практики: «Сентябрь называют иногда „черный сентябрь“, потому что бывает такое, что родители покупают дорогие вещи своему ребенку на один день, чтобы они постояли на линейке, и потом вещи возвращают в течение 14 дней. Таким образом, происходит злоупотребление правом потребителя».

Заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Марина Кочнева выразила мнение, что говорить о потребительском экстремизме нецелесообразно.

«У нас есть редакция 294-го закона, которая определяет нам порядок проведения проверок, и в 2016 году в законодательство были внесены существенные изменения для проведения внеплановых проверок. Изменения направлены на то, чтобы две стороны могли урегулировать свой спор», — рассказала она.

Против излишних проверок бизнеса высказался заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре Петр Шелищ.

«Нам ставил Президент в свое время задачу „не кошмарить бизнес“, и мы его не «кошмарим», потому что его кошмары оборачиваются ростом розничных цен для потребителей», — отметил он.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что общественный контроль необходим как механизм противодействия и профилактики недобросовестного поведения потребителей, а законодательство в части защиты от потребительского экстремизма требует усовершенствования.

Теги: Артем Кирьянов, Общественный контроль

Актуальный комментарий

Правительство РФ может отменить несколько профессиональных праздников

  • Илья Семин

    20.09.2019

    Илья
    Семин

    «Отмена праздников скорее повредит, она ничем не мотивирована и с точки зрения эффективности труда ничего не даст»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться