RSS Eng

17 мая

RSS

Печать

Северный Кавказ: урбанизация, туризм и городская среда

О том, как сделать города региона комфортными, красивыми и интересными для туристов, говорили на форуме «Сообщество»

Северный Кавказ: урбанизация, туризм и городская среда

Хотя главными туристическими магнитами на Кавказе обычно являются горные районы с экзотической природой и аутентичной культурой, опорными точками для туризма неизбежно выступают крупные города (региональные центры), которые находятся в процессе быстрых социальных изменений.

Программы развития городской среды часто делают их более ухоженными и привлекательными. В то же время процессы быстрой догоняющей урбанизации (переезда жителей и сел и горных районов) переполняют региональные центры, приводит к хаотичной застройке и неорганизованным транспортным потокам. При этом лучшие кадры, в том числе в туристической отрасли, часто уезжают в более обеспеченные регионы.

Как развивать туризм в этих условиях? Как соотнести программы развития городской среды и внутреннего/въездного туризма? Эти вопросы обсуждали на секции «Урбанизация, туризм и городская среда. Как сделать города Кавказа комфортными в условиях быстрых социальных изменений?» 17 мая на форуме «Сообщество» во Владикавказе.

«Мы понимаем проблемы Кавказа — усиленный процесс урбанизации, люди переезжают из деревень в города. Во всей Осетии живут 500 тысяч жителей. Очень много людей приезжает во Владикавказ. Как нам в условиях интенсивных изменений сделать городскую среду комфортной, красивой, интересной — как для жителей, так и для туристов?» — спросил участников модератор секции председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.

Об участии молодых граждан в формировании городских общественных пространств говорила эксперт из Москвы Екатерина Гаврюшина. Детские, спортивные площадки, фасады домов — молодые художники, дизайнеры и архитекторы проявляют себя в оформлении этих пространств. «Идеи, преображающие города», ежегодный конкурс, в котором участвуют молодые таланты, — один из механизмов, благодаря которому молодежь может заниматься визуальным совершенствованием городских территорий.

Еще один московский эксперт, Николай Васильев — историк архитектуры, доцент НИУ МГСУ, рассказал о том, как охранять уникальные ландшафты (в том числе как это делают в Италии): сначала властями устанавливаются градостроительные регламенты в поселениях на этих ландшафтах (силуэт застройки, ограничения по высоте, материалы крыш и стен); потом происходит деление на территориальные зоны и типы (аналогично терруарам в виноделии и т.п.); и завершается все «упаковкой» туристических продуктов в комплексе типов ландшафта, услуг, наследия (материального и нематериального).

Представитель Союза автомобилистов республики, выступивший из зала, указал на то, что уникальность Северной Осетии — прежде всего в горах, в то время как в городах нет ничего такого, что было бы особенно интересно туристам. При этом сервисы по перевозке туристов в горную местность до сих пор не развиты.

«Почему бы государству не закупить 10 уазиков, не передать их нам в аренду, чтобы мы могли возить в горы туристов?» — спросил он.

Гендиректор Агентства развития Республики Северная Осетия Павел Игнатьев ответил, что такие проекты должен осуществлять бизнес с помощью частного капитала: «Если у вас есть 50 процентов стоимости этих уазиков, то мы поможем, мы сделаем это».

С этим согласился и Андрей Максимов, который отметил, что туристический сервис должен прежде всего расти на энергии предпринимателей, и уже потом — на поддержке государства.

Председатель правления ФРОС Region PR Геннадий Шаталов рассказал о том, что драйвером развития территорий во всем мире является именно событийный туризм — вот почему страны так борются за проведения Олимпиады, чемпионатов мира и других глобальных событий.

«Хорошее туристическое событие — это уже развитие территории, потому что приезжают туристы и оставляют тут большие деньги. Люди охотно тратят деньги, когда они получают позитивные эмоции. Спортивные фестивали, этнокультурные фестивали, кухня, сувениры с историей об этом событии — все это впечатления и эмоции. Это раскрытие целого культурного слоя региона, это его имидж и, наконец, деньги», — добавил он.

С докладом выступила член Общественного совета при Ростуризме Марина Шерешева. Она отметила, что есть много типов туристов, у которых разные запросы.

«Когда мы говорим о потоке туристов в целом — это средняя температура по больнице. И на этом заваливаются многие проекты», — сказала она, добавив, что главное — оправдать, а еще лучше — превзойти ожидания людей, поэтому в маркетинге туризма важно правильно выбирать целевую аудиторию.

«Нужно работать не на всех подряд, а на определенные группы. Для этого нужно понять, какие ресурсы есть. И мне кажется, идея с перевозкой туристов в горы может стать одним из таких ресурсов», — сказала она.

Марина Шерешева назвала главную, на ее взгляд, проблему, которая мешает развитию регионов в части туризма, — это рассогласованность ведомств, министерств и всех остальных сил и структур, которые пытаются что-то делать.

«Я считаю, что в резолюцию нужно обязательно внести этот момент: рассмотреть возможность создать какой-то орган, который бы занялся координацией всех этих сил», — заключила она.

 

Теги: Форум «Сообщество», Андрей Максимов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться