RSS Eng

20 мая

RSS

Печать

11 задач, которые надо решить для развития индивидуального жилищного строительства

Выявили участники форума «Сообщество» во Владикавказе

11 задач, которые надо решить для развития индивидуального жилищного строительства

Дискуссия на тему «Одноэтажная Россия: что мешает и кто поможет индивидуальному жилищному строительству (ИЖС) в СКФО?» состоялась в рамках форума «Сообщество» во Владикавказе.

Модератором встречи выступил член ОП РФ Леонид Шафиров, который напомнил собравшимся о поручениях Президента РФ Владимира Путина об активизации ИЖС.

В ходе дискуссии были сформулированы 11 задач, которые необходимо решить для того, чтобы индивидуальное жилищное строительство получило стимул к развитию. Прозвучавшие предложения будут внесены в проект правительственной программы по содействию индивидуальному жилищному строительству, заверил Шафиров.

1.    Справиться с дефицитом земельных участков для ИЖС

Где брать земельные участки для предоставления их индивидуальным застройщикам? В ходе дискуссии прозвучал ряд предложений:

— внести изменения в действующее законодательство, позволяющее изымать сданные органами местного самоуправления и региональной власти в аренду сельхозтоваропроизводителям земельные участки, находящиеся в непосредственной близости от нуждающихся в земельных участках для ИЖС поселениях;

— передать полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, от Росимущества органам региональной власти, чтобы регионы вместе с арендаторами и пользователями этих земельных участков могли рассмотреть целесообразность их передачи для ИЖС;

— внести изменения в федеральное законодательство и расширить категорию граждан, которым земельные участки предоставляются для ИЖС бесплатно и без аукциона в собственность или в безвозмездное пользование;

— предусмотреть в федеральном законодательстве приоритетность предоставления земельных участков для ИЖС льготным категориям граждан не в собственность, а в долгосрочную аренду или в безвозмездное пользование, чтобы исключить случаи перепродажи земельных участков и их нецелевого использования;

— определить порядок предоставления из федерального бюджета целевых субсидий социально незащищенным категориям граждан для приобретения ими земельных участков для ИЖС или для начала ведения строительных работ на арендованных земельных участках, если органы местного самоуправления не имеют возможности предоставить земельные участки этим гражданам по причине отсутствия земельных участков;

— внести изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми дать возможность органам региональной власти и местного самоуправления предоставлять земельные участки гражданам для ИЖС не на 20 лет, а на срок до 20 лет, но не менее чем на пять — семь лет, что дисциплинирует индивидуальных застройщиков, предоставит больше возможностей для передачи арендованных участков в пользу более заинтересованных в строительстве лиц, имеющих необходимые для строительства ресурсы;

— законодательно предусмотреть возможность безвозмездного предоставления земельных участков для строительства на конкурсной основе гражданам, реализующим наиболее энергоэффективные, экологичные и экономичные проекты строительства жилья из местных материалов.

2.    Дать возможность строить фермерские хутора

Участники обсуждения поддержали законодательную инициативу депутатов Госдумы по предоставлению возможности фермерам строить частные дома на принадлежащих им землях сельхозназчения.

«Очень хотелось бы надеяться на то, что в результате этой меры владельцы выделенных в натуре земельных паев решат стать фермерами, построят дома на принадлежащих им земельных участках и обеспечат свои семьи и всю страну экологически чистыми продуктами питания, выращенными в хуторах», — отметил Леонид Шафиров.

3.    Предусмотреть развитие инженерной инфраструктуры

Участники дискуссии также затронули тему дефицита земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой: водоснабжением, канализацией, электроэнергией, газом; а также земельных участков для ИЖС, к которым можно доехать по нормальным дорогам. Эксперты считают, что на эти цели федеральный бюджет должен выделять дополнительные средства регионам, имеющим дефицитные бюджеты.

Было высказано мнение о том, что надо развивать автономное электро-, тепло- и водоснабжение, канализацию. Для этого следует субсидировать расходы граждан и соседских сообществ, создающих и использующих более дорогие локальные источники тепла, электричества, воды, привлекать ученых и инженеров для разработки и внедрения необходимых новых инженерных решений.

Например, на Северном Кавказе целые населенные пункты могут быть обеспечены электричеством локально, за счет небольших гидроэлектростанций. Не надо строить новые линии электропередачи на дальние расстояния, а обеспечение электроэнергией может происходить за счет местных ресурсов, и таким образом снимаются инфраструктурные барьеры.

«Безусловно, нужно расширять меры социальной поддержки семей, которые вынуждены отапливать жилища и готовить пищу, используя дрова, уголь, дизельное топливо. Необходимо предусмотреть меры дополнительной господдержки граждан и местных сообществ по использованию локальных источников тепла. Тогда сократится потребность в газификации. Необходимо помогать конкретным людям, а не переносить на государство или на тарифы, а тем самым на все население затраты на газификацию отдельных территорий для прокладки магистральных газопроводов. Для этого также надо не только поддержать, но и жестко контролировать бизнес, занимающийся заготовкой, доставкой потребителям угля, дров, дизельного топлива», — считает Леонид Шафиров.

4.    Помочь дачникам и жителям малых населенных пунктов

По мнению экспертов, органы власти должны софинансировать и организационно помогать жителям малых населенных пунктов как в организации локализованного тепло-, водо-, электроснабжения, так и в строительстве и ремонте дорог: если за счет дефицитного бюджета муниципалитета нет возможности построить дорогу к малому населенному пункту в те сроки, о которых требуют жители, при этом жители готовы софинансировать работы по строительству дороги, участвовать в производстве работ, то такие инициативы должны финансово и организационного поддерживаться властями.

Было высказано мнение о том, что приоритетно надо развивать ИЖС там, где уже есть доступ к инженерной и социальной инфраструктуре, в том числе в малых населенных пунктах, либо где этот доступ можно обеспечить меньшими затратами.

Участники дискуссии согласились с прозвучавшим предложением о необходимости дополнительной поддержки садоводческих товариществ (СНТ). Не секрет, что граждане зачастую решают свои жилищные проблемы, проживая в домах, построенных на землях для СНТ.

Рост налоговой и административной нагрузки на садоводов при минимальной поддержке за счет федеральной и региональных программ на подключение СНТ к инженерным коммуникациям, на иное благоустройство СНТ ухудшают перспективы использования земель СНТ для строительства жилья гражданами. По мнению участников обсуждения, необходим мониторинг правоприменительной практики и расширение мер господдержки СНТ в целях решения жилищных проблем граждан.

5.    Уменьшить бюрократическую нагрузку, предусмотреть типовые проекты строительства

Участники обсуждения обратили внимание на тот факт, что федеральный законодатель, отказавшись требовать от индивидуальных застройщиков получения разрешения на строительство частного дома, предусмотрел большой перечень документов, которые должны быть предоставлены вместе с уведомлением о строительстве частного дома.

Вместе с тем было предложено рассмотреть целесообразность возвратить в законодательство необходимость получения разрешения на ввод частного жилого дома в эксплуатацию, что позволит сократить риски от проживания в некачественно построенном жилье, уменьшит риски покупателей уже построенного жилья, положительно повлияет на вторичный рынок частных домов, будет способствовать повышению оценки частных домов как предметов залога.

Участники обсуждения обратили внимание на необходимость госзаказа по разработке типовых проектов частных домов, так как использование современных технологий и материалов поможет частным застройщикам сократить не только время строительства, но и затраты на него.

6.    Предоставлять финансовую помощь гражданам на строительство жилья

Член ОП РФ Вячеслав Скворцов призвал считать низкие доходы большинства граждан главным препятствием роста объемов ИЖС. Он призвал увеличить заработную плату бюджетникам, активнее предоставлять финансовую помощь гражданам на строительство жилья.

Участники дискуссии отметили необходимость дополнительной поддержки владельцев личных подсобных приусадебных хозяйств (ЛПХ) для увеличения доходности этой деятельности, для чего необходимо развивать снабженческо-сбытовую и перерабатывающую кооперацию владельцев ЛПХ, финансово и организационно помогать владельцам ЛПХ и их кооперативам. Увеличение доходности деятельности ЛПХ увеличит доходы граждан, проживающих в частных домах, сформирует финансовый источник для оплаты расходов граждан по содержанию частных домов, создаст дополнительный стимул для ИЖС.

Современные проектные решения, типовые проекты строительства ИЖС позволят гражданам тратить меньше временных и финансовых ресурсов не только на строительство, но и на эксплуатацию жилья.

Регулярный мониторинг себестоимости строительства типового жилья и опубликование результатов мониторинга органами местного самоуправления, региональной власти, Минстроем России — одно из предложений, прозвучавших в ходе дискуссии.

7.    Заручиться помощью региональных и местных властей, работодателей

По мнению участников дискуссии, без помощи органов местного самоуправления ИЖС не активизировать. Власти должны не только координировать взаимодействие между всеми участниками процесса ИЖС, не только выявлять и тиражировать лучшие практики ИЖС, но и оказывать более предметную помощь.

«Представляется, что муниципалитеты могут создать проектные офисы, которые должны оказывать индивидуальным застройщикам весь комплекс инжиниринговых, правовых и иных управленческих, консалтинговых услуг для подготовки, организации и финансирования работ по ИЖС. Считаю, что региональные и федеральные власти должны предоставить субвенции органам местного самоуправления, создавшим лучшие проектные офисы по содействию жителям в ИЖС, разработавшим и реализовавшим лучшие муниципальные программы содействия ИЖС. Кроме того, органы местного самоуправления, заинтересованные в формировании налоговой базы по налогу на недвижимость, заинтересованные в росте человеческого капитала, в лояльности жителей к ним, в росте численности населения, должны помогать гражданам в строительстве частных домов», — прокомментировал член ОПРФ.

По его мнению, аналогичные меры содействия в ИЖС для членов трудовых коллективов могут оказывать работодатели и профсоюзные организации. Если работодатель поможет сотруднику в строительстве частного дома, если соседями будут коллеги, это повысит лояльность сотрудника к трудовому коллективу, работодателю.

Региональные и местные власти при помощи органов федеральной власти должны создать систему гарантийных фондов для предоставления кредиторам поручительств за индивидуальных застройщиков. Аналогичная система гарантийных фондов создана для обеспечения доступности заемных средств для субъектов малого бизнеса.

8.    Развивать местное производство стройматериалов

Участники дискуссии отметили, что значительное негативное влияние на себестоимость строительства оказывает неразвитость местной промышленности по производству строительных материалов, что влечет дополнительные расходы на доставку стройматериалов.

Вячеслав Скворцов предложил направить в органы федеральной власти предложение о создании госкорпорации по развитию местной промышленности строительных материалов.

9.    Сделать доступными умные кредиты для ИЖС, а не только ипотеку на квартиру

Участники обсуждения отметили, что в настоящее время банки охотно предоставляют ипотечные кредиты на приобретение квартир на вторичном рынке, у аккредитованных застройщиков многоквартирных домов, со значительно меньшей охотой — для приобретения частных домов на вторичном рынке. Получить кредит на строительство частного дома для большинства граждан практически невозможно.

«Мы вспомнили об опыте немецкого банка Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW) и советских банков, некоторых банков постсоветского периода, в которых индивидуальные застройщики получали от кредиторов целевые заемные средства, банкиры помогали заемщикам рационально использовать заемные средства, консультировали, а затем контролировали целевое использование кредитов. На смену такому социально ответственному кредитованию пришло высокомаржинальное потребительское кредитование, веерная рассылка кредитных карт. Необходимо предоставлять умные деньги, а для этого нужны изменения в нормативных правовых документах Центрального банка, чтобы была создана система стимулов для того, чтобы банки не просто выдавали деньги, а сопровождали заемщиков, консультировали их на всех этапах строительства частных домов, тем самым повышали уровень финансовой грамотности россиян, — отметил Шафиров.

По мнению участников дискуссии, объемы жилищного кредитования на цели ИЖС будут значительно увеличены, если Центробанк введет для банков требования по обязательной доле совокупной суммы кредитов на ИЖС в кредитном портфеле потребкредитов, определит возможность создавать меньший резерв по таким жилищным кредитам, сократит требования к капиталу банков, используемому при предоставлении кредитов на ИЖС.

Чтобы кредиты на ИЖС не предоставлялись в первую очередь для строительства в Подмосковье и в Ленинградской области, Центробанк должен обязать банки-кредиторы обеспечить региональную диверсификацию таких кредитов, предоставлять их также и в малых населенных пунктах.

Кроме того, Центробанку, по мнению участников дискуссии, следует совместно с региональными властями развивать систему кредитных кооперативов, основная цель которых — предоставление займов гражданам на цели ИЖС.

10.    Сделать содействие ИЖС новым направлением деятельности НКО

По мнению члена ОП РФ Леонида Шафирова, зарубежный опыт свидетельствует о том, что в качестве одного из видов деятельности органов социальной защиты населения, социально ориентированных НКО является оказание консультационной и финансовой помощи социально незащищенным индивидуальным застройщикам жилья, гражданам, реализующим проекты по повышению энергоэффективности жилья в целях сокращения расходов на его отопление.

Кроме того, благотворительные организации за рубежом создают гарантийные фонды и предоставляют гарантии банкам по кредитам, которые кредиторы выдают малообеспеченным гражданам на строительство и ремонт, благоустройство жилья.

«Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию в этом году поручил ввести софинансирование расходов регионов на выплаты гражданам по соцконтрактам. Это очень обнадеживает. Считаю, что приоритетным и значительным должно быть софинансирование федерального бюджета расходов региональных бюджетов, предоставляемых малообеспеченным гражданам по соцконтрактам на ИЖС, развитие ЛПХ, на ремонт жилья, а ответственные за реализацию соцконтрактов сотрудники учреждений соцобеспечения и граждане — получатели финпомощи должны пройти соответствующее обучение основам технологий и организации ИЖС, ЛПХ, ремонтных работ», — прокомментировал пресс-службе ОП РФ Леонид Шафиров.

11.    Обеспечить приоритет ИЖС в национальных проектах

Участники дискуссии согласились с тем, что если стоит задача по развитию ИЖС в стране, то все национальные проекты должны быть проанализированы на предмет возможности включения в них мероприятий по поддержке ИЖС.

«С такой позицией нельзя не согласиться. Так, в рамках национальных проектов “Здравоохранение” и “Образование” земские доктора и учителя должны получать чуть большие субсидии на ИЖС в сравнении с суммами на приобретение жилья на вторичном рынке. Значительно выше вероятность того, что построившие частные дома врачи и учителя дольше, а может, навсегда, останутся жить на селе и в малых городах в своих домах. Безусловно, в районах массового индивидуального жилищного строительства должны приоритетно строиться и ремонтироваться автодороги, больницы, дворцы культуры. Если перед Россией стоит задача не сокращать, а увеличивать численность населения, то эту задачу, скорее всего, выполнят люди, живущие в частных домах, а не жители малогабаритных квартир мегаполисов. Ученые должны получать гранты для разработки прорывных технологий в ИЖС, а гражданские активисты — гранты на реализацию социальных проектов в интересах малообеспеченных застройщиков жилья. Малый бизнес, реализующий проекты в производстве строительных материалов для ИЖС из местного сырья, должен получить приоритетную господдержку. ИЖС и производство строительных материалов, прокат и лизинг стройинвентаря, оборудования для производства строительных материалов должны поддерживаться государством, а дополнительную поддержку эти направления экономической деятельности должны получить в моногородах и в прилегающих к ним сельских поселениях. Такие предложения членов ОП РФ ранее обсуждались и были поддержаны Минэкономразвития России и фондом моногородов», — отметил Леонид Шафиров.

По мнению участников дискуссии, именно такой комплексный подход может обеспечить революционные изменения в сфере жилищного строительства, привлечь в нее миллионы россиян.

Теги: Форум «Сообщество», Леонид Шафиров, Вячеслав Скворцов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться