RSS Eng

12 декабря, 2013

RSS

Печать

Как уж на сковородке…

Как уж на сковородке…

Два основных законопроекта, касающихся деятельности общественников Ульяновской области, обсудили члены Совета ОП с представителями Заксобрания области, а именно: законопроекты «Об общественном контроле в Ульяновской области» и «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об Общественной палате Ульяновской области».

Председатель ОП Нина Дергунова, обращаясь к заместителю руководителя аппарата Законодательного Собрания — начальнику государственно-правового отдела аппарата ЗСО Василию Причестнову, напомнила историю проекта закона «Об общественном контроле в Ульяновской области».

«Данный законопроект был подготовлен Палатой и представлен в аппарат Заксобрания еще 26 июня этого года с целью получения заключения специалистов и последующего устранения замечаний. Однако в 30-дневный срок, установленный законодательством РФ как период, в течение которого органы власти должны отреагировать на официальные обращения, ответа мы не получили. Изначально планировалось, что НПА об общественном контроле должен быть принят параллельно с другим проектом закона — „О палате справедливости и общественного контроля Ульяновской области“ — как дополняющий его и раскрывающий суть понятия „общественный контроль“. В итоге же вышло так, что законопроект „О палате справедливости“, который, кстати, ОП оценила неоднозначно, в ускоренном темпе был принят, а заключение на подготовленный Общественной палатой документ поступило к нам только 7 ноября. Получается, что государственно-правовой отдела аппарата Законодательного Собрания фактически сорвал принятие законопроекта „Об Общественном контроле в Ульяновской области“, не отреагировав вовремя на нашу просьбу, и направив свои критические замечания в адрес НПА в последний момент, когда ни времени, ни возможности доработать его у палаты уже не осталось. Почему так получилось?», — поинтересовалась Нина Дергунова.

По мнению Василия Причестнова, принятие законопроекта на уровне региона нецелесообразно до выхода его федерального аналога. Чиновник сообщил, что в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ содержится цитата, в соответствии с которой осуществление общественного контроля (ОК) признается одной из форм реализации права граждан участвовать в управлении делами государства, а само словосочетание «общественный контроль» содержится в более чем ста нормативных правовых актов.

«По смыслу пункта „в“ ст. 71 и ч.1 ст. 76 Конституции регулирование прав и свобод россиянина, в том числе на реализацию общественного контроля, находится в ведении РФ, а не субъектов федерации. К тому же ни в одном законе страны не содержится положений, непосредственно предоставляющей регионам право регулировать данную сферу», — добавил Василий Причестнов.

На справедливое замечание Нины Дергуновой о том, почему же тогда региональные законодатели не видят никаких противоречий между положениями НПА «О палате справедливости и общественного контроля Ульяновской области», где описывается механизм создания Совета по вопросам ОК, постов контроля в муниципалитетах и т.д., и федеральным законодательством, четкого ответа докладчик не дал.

«Объясните, пожалуйста, почему в случае, когда речь шла о наделении государственного органа, каковым является Палата справедливости, правом координировать реализацию общественного контроля, это не вызвало у специалистов аппарата ЗСО никаких вопросов, а законопроект, разработанный ОП, был принят ими в штыки. Известно, что региональные законы об общественном контроле уже действуют в ряде субъектов РФ и не вызывают никаких возражений», — продолжила заместитель председателя ОП Татьяна Сергеева. Однако ничего, кроме не раз уже озвученного аргумента о том, что к полномочиям Палаты справедливости относится не непосредственное осуществление, а содействие реализации ОК, чиновник ответить так и не смог.

Далее члены Совета ОП попытались выяснить причину столь долгого молчания государственно-правового отдела аппарата ЗСО, справедливо заметив, что если бы его сотрудники своевременно направили в адрес Общественной палаты свои критические замечания к законопроекту «Об общественном контроле в Ульяновской области», часть из которых действительно справедлива, их можно было бы исправить еще летом, и к концу года документ мог бы быть принят.

Василий Причестнов сослался на занятость и тот факт, что осуществление предварительного анализа нормативных правовых актов, еще не внесенных в Заксобрание, не входит в его прямые обязанности. «Официальное же заключение было дано в установленные сроки. Законопроект „Об общестенном контроле в Ульяновской области“ был внесен в ЗСО 9 октября 2013 г., а реакция на него последовала 7 ноября, что соответствует закону о 30-дневном сроке ответа», — парировал Причестнов.

Руководитель комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош поддержал ранее высказавшихся коллег, отметив, что нежелание государственно-правового отдела аппарата Законодательного собрания доработать проект закона об общественном контроле и затем вынести его на рассмотрение депутатов ЗСО замедлит развитие гражданского общества и негативно скажется на работе ульяновских НКО и отдельных инициативных граждан.

«Непонятно, почему Вы решили, что региональный закон нельзя принимать прежде выхода аналогичного федерального НПА, — обратился к Василию Причестнову руководитель Комиссии по вопросам молодежной и культурной политики Артур Сирачев. — К примеру, ФЗ, регулирующего вопросы молодежной политики, не существует до сих пор, однако это не помешало многим регионам, в том числе и Ульяновской области, разработать собственный подобный документ».

Руководитель Комиссии палаты по социальным вопросам Людмила Ляшенко, в свою очередь, порекомендовала пригласить на одно из следующих заседаний Совета палаты представителей комитета ЗСО по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества и возглавляющего его депутата Василия Гвоздева для предоставления дальнейших разъяснений. Согласившись с данной идеей, ее коллеги подвели промежуточные итоги: Василию Причестнову не удалось убедить большинство из членов Совета ОП в справедливости собственных аргументов против принятия закона, регулирующего осуществление общественного контроля на региональном уровне.

Не меньшие споры между чиновниками и общественниками вызвало и обсуждение в ходе заседания проекта НПА, вносящего изменения в закон «Об Общественной палате Ульяновской области». В качестве предисловия Нина Дергунова пояснила, что целью, которой руководствуется Правительство региона, стало приведение областного законопроекта в соответствие с законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», предусматривающим, в частности, изменение порядка формирования федеральной палаты.

«Предполагается, что ульяновская ОП со следующего состава также будет набираться по новому принципу. Первые 10 членов будут, как и ранее, утверждены Губернатором, еще 24 — делегируются Общественными палатами муниципальных образований и столько же войдут в состав ОП от структурных подразделений общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений на основании конкурсного отбора. В соответствии с новым региональным НПА, если он будет принят, предполагается переформировать все муниципальные ОП (или создать в тех пяти районах, где их до сих пор нет), а, следовательно, и областную палату», — сообщила Нина Дергунова.

Присутствовавшая на заседании заместитель директора Государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области Валерия Малышева, в свою очередь, уведомила, что на проведение соответствующих процедур потребуется не менее 5 месяцев, поэтому новый состав Общественной палаты Ульяновской области, вероятно, приступит к работе примерно в июле 2014 года.

Татьяна Сергеева отметила, что к середине будущего года, по-видимому, будет принят модельный закон об Общественных палатах российских регионов. «Насколько я знаю, ни в проекте этого документа, ни в ныне действующем законе „Об общественной палате Ульяновской области“ не прописаны основания для досрочного прекращения полномочий ОП. Получается, что роспуск палаты более, чем за год до официального окончания работы действующих членов, срок полномочий которых истекает в сентябре 2015 года, является незаконным», — заявила она.

Заместитель председателя Палаты также отметила, что собирать на заседания 58 новых членов ОП, почти половина из которых — сельские жители, будет чрезвычайно сложно. В новом законопроекте, упомянула Татьяна Сергеева, нет ни строчки о порядке предоставления им транспорта, как и о том, каким образом представители муниципальных палат будут отпрашиваться с основной работы для посещения мероприятий. А Вячеслав Ярош счел несправедливым факт, что от столь большого по численности жителей населенного пункта, как г. Ульяновск, в региональную палату войдет всего один представитель, а не 4 по числу городских районов.

Подводя итоги обсуждения, Нина Дергунова и Татьяна Сергеева добавили, что необходимость расформирования нынешнего состава региональной ОП Правительству области придется объяснить причиной, достаточно веской как для самих членов палаты, так и для ульяновской общественности в целом.

«Призываем первых лиц не позорить ни себя самих перед гражданами, ни область перед федеральным центром принятием столь дискредитирующих решений. Очевидно, что в одном случае чиновники убежденно не хотят принимать закон об общественном контроле до выхода соответствующего ФЗ, а в другом, напротив, стремятся действовать на опережение и вопреки проекту федерального модельного закона об Общественных палатах регионов РФ. Кто же и на каких основаниях выбирает тот самый, определяющий случай?», — задали риторический вопрос общественники.

Пресс-служба Общественной палаты Ульяновской области

Теги: Ульяновская область

Актуальный комментарий

В Госдуме предложили отменить для школьников проверочные работы

  • Сергей Станченко

    05.03.2021

    Сергей
    Станченко

    «Это самый естественный способ понять, насколько человек освоил программу»

Президент поздравил волонтеров акции #МыВместе с годом совместной работы

  • Артем Метелев

    04.03.2021

    Артем
    Метелев

    «Добро действительно становится нормой жизни»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться