RSS Eng

17 ноября, 2009

RSS

Печать

О концепции системного просвещения

17 ноября Комиссия Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия провела общественные слушания «Формирование концепции системного культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения в российском обществе».

Слушания состоялись по результатам II Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», который проходил в Санкт-Петербурге в апреле 2009 года при поддержке Общественной палаты Российской Федерации.

Как отметила член Общественной палаты РФ Залина Медоева, в последние годы в России усилиями ученых, педагогов, политиков все же удалось привлечь внимание общества к теме духовного и культурно-нравственного просвещения. Тем не менее, по словам Медоевой, до сих пор сохраняется наметившийся в конце минувшего столетия разрыв между сферой образования и сферой воспитания, когда образование нацелено лишь на обеспечение экономических потребностей государства. Это приводит к потере действенных форм передачи национальных традиций и нематериальной культуры.

Заместитель председателя ассоциации руководителей постдипломного образования Северо-Западного федерального округа, ректор Ленинградского областного института развития образования Сергей Лисицын отметил, что «в вопросах просвещения необходим общественный договор, общественное согласие». Он также обратил внимание на недостаточное комплектование библиотек методической литературой для учителей и поддержал директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, который обратил внимание и на необходимость поддержки и «просвещения учительства».

«Я думаю, очень важная вещь — статус учителя. Настоящие знания передаются из уст в уста. Из уст учителя к ученику. Без этой прямой связи от человека к человеку мы не сможем ликвидировать те недостатки ЕГЭ, не сможем соблюсти тот настоящий баланс между духовно-насыщенным знанием и формализованным знанием, которое тоже может быть», — сказал Михаил Пиотровский. Он также заявил, что «на нынешнем этапе именно сохранение культурного наследия может стать национальной идеей» и «необходимо воспитывать чувство собственного исторического достоинства».

Также Михаил Пиотровский считает, что в школах должны преподавать не просто основы православной культуры или историю православия, а должны преподавать историю Православной церкви. «Каждый живущий в России должен знать историю Православной церкви, потому что это образующая идейная система в русской истории», — отметил он. 

Первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Гончаров выразил обеспокоенность тем, что «педагогическое образование стало понятием второго ряда». Гончаров уверен, что с введением ЕГЭ и отменой вступительных сочинений в вузы наступила ситуация «катастрофическая для отечественной культуры». Теперь ученики не считают литературу обязательным предметом, а это ведет к тому, «что может исчезнуть самый эффективный путь формирования личности и ценностного мира школьника, ведь именно изучение классики, литературы давало одну из самых важных возможностей — научиться ощущать ценностный выбор».

Участники слушаний рекомендовали Общественной палате Российской Федерации рассмотреть вопрос о сохранении деятельности рабочей группы по вопросам культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения общества, подготовить нормативную документацию для реализации Концепции культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения общества и провести общественные слушания в регионах с целью создания ее методического сопровождения.

Соб. инф.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться