RSS Eng

28 февраля, 2017

RSS

Печать

Общественники Кабардино-Балкарии настаивают на сохранении и развитии кадетского образования

Проблемы и перспективы его развития в республике обсудили в Общественной палате

Общественники Кабардино-Балкарии настаивают на сохранении и развитии кадетского образования

Проблемы и перспективы развития кадетского образования в Кабардино-Балкарской Республике стали предметом обсуждения совместного заседания Совета Общественной палаты КБР и Комитета Парламента КБР по образованию и науке. Инициаторами рассмотрения данного вопроса выступили комиссии ОП КБР по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию и по образованию и науке.

Начальник отдела социальной защиты детства и коррекционного образования Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР Мадина Степина рассказала, что в настоящее время получение кадетского образования укладывается в рамки обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами.

Нормативное правовое регулирование кадетского образования в республике осуществляется в рамках ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», а также Закона КБР «Об образовании».

В Кабардино-Балкарии кадетское движение зародилось в 2009 г., а в течение 2012-2014 гг. распоряжениями Правительства КБР созданы и работают 3 государственных кадетских школы-интерната: № 1 в с.п. Атажукино, № 2 в с.п. Бабугент, № 3 в г.о. Прохладный. В них обучаются и воспитываются 469 мальчиков с 5 по 11 классы — это, в основном, ребята из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, сироты. Учебно-воспитательный процесс сопровождают 111 педагогических работников, из них 39 офицеров-воспитателей. Кроме того, в общеобразовательных школах Урванского, Чегемского, Прохладненского муниципальных районов и г.о. Прохладный открыты 8 кадетских классов, в которых обучаются 174 кадета, в том числе 67 девочек и 107 мальчиков.

Педагогические коллективы кадетских школ-интернатов осуществляют целенаправленную деятельность по созданию условий для разностороннего развития личности обучающихся, их социальной профессиональной адаптации, развития творческих способностей, формированию чувства патриотизма, готовности служить Отечеству на гражданском и военном поприще.

Площади и материальная база кадетских школ-интернатов в целом позволяют создать необходимые условия для обучения, воспитания, военной подготовки, проживания, охраны жизни и здоровья кадет. Имеются учебные и спальные корпуса, столовые и медицинские пункты, оснащенные необходимой мебелью и другим оборудованием. Вместе с тем, по словам Степиной, существует и ряд проблем в материально-техническом обеспечении кадетских учреждений. Все здания 1950-60-х годов постройки, при этом капительный ремонт там не проводился ни разу.

Результаты общественного мониторинга состояния кадетского образования в Кабардино-Балкарии представила заместитель председателя комиссии ОП КБР по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Мария Котлярова, которая уже не первый год занимается данной темой и знает не понаслышке о существующих на сегодняшний день проблемах в сфере кадетского образования.

«Кадетское образование, по глубокому убеждению всех членов экспертной группы, является адекватной и емкой формой воспитания патриотов Родины, а значит, тех граждан, которые будут осознавать свою неотъемлемость от страны и потребность переживать вместе с ней ее успехи и трагические моменты», — сказала Котлярова.

Она привела данные соцопроса, проведенного социологической лабораторией КБГУ, который охватил 1500 студентов и старшеклассников всех районов республики и г. Нальчика. Молодых людей попросили ответить, что есть Родина? Из числа опрошенных 49,04% своей Родиной считают КБР; 46,52% — РФ; свой дом и семью — 40,38%; свой город, село — 26,11%; весь мир — 10,21%; вообще нет понятия Родины — у 2,44% и затруднились с ответом — 2,37%.

Мария Котлярова также акцентировала внимание участников заседания на проблемах регионального уровня, главной из которых является отсутствие финансирования на ремонт и содержание имущества кадетских школ-интернатов, приобретение мягкого инвентаря, основных средств, медикаментов, форменной одежды, ГСМ, оплату медицинских осмотров, техосмотра и страхования автотранспорта. В результате мониторинга выяснилось, что средства на счета кадетских школ-интернатов Минфином КБР перечисляются с постоянной задержкой. Продукты питания приобретаются в долг, зачастую поставщики отказываются работать без своевременной оплаты оказанных услуг. Совокупный долг за поставку продуктов питания в трех учреждениях за 2016 год составляет свыше 5 млн рублей.

«Это неправильно и нетерпимо даже в условиях всеобщей нехватки средств и экономических санкций именно потому, что мы рассчитываем завтра видеть в этих ребятах щит Родины», ‒ резюмировала член Палаты.

В ответ на это заместитель министра финансов КБР Азамат Калабеков сказал, что финансовое ведомство работает в жестких рамках федерального законодательства. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет отдельного понятия «кадетские школы», поэтому финансирование данного вида учреждений не предусматривает каких-либо преференций и осуществляется так же, как и общеобразовательных школ, лишь по нормативам питания кадеты приравнены к детям-сиротам.

«Что касается кредиторской задолженности, то этот вопрос будет решен однозначно. Парламент КБР уже принял закон о внесении изменений в республиканский бюджет на 2017 год, где на указанные цели заложены дополнительные финансовые средства», ‒ подчеркнул Калабеков.

Председатель Комитета Парламента КБР по образованию и науке Светлана Азикова высказала мнение, что проблемы кадетского образования напрямую связаны с пробелами в действующем федеральном законодательстве. В ряде регионов приняты свои законы о кадетском образовании, но вопрос настолько серьезный, что требует законодательного регулирования в первую очередь на федеральном уровне.

«Мы намерены выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы (либо подпрограммы государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“ на 2013-2020 годы) „Кадеты России“ в целях формирования единой государственной политики в области кадетского образования, обеспечения условий для его функционирования и эффективного развития, совершенствования научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения. В этом вопросе нужны комплексный подход и государственная поддержка», ‒ отметила депутат.

Очень эмоциональными были выступления руководителей кадетских учреждений. Они рассказали, что, несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, их воспитанники вот уже три года подряд на различных Всероссийских слетах и соревнованиях занимают только 1-2-е места, все 100% выпускников поступают в ВУЗы, причем большая часть — в учреждения Минобороны, МЧС, МВД.

«Это же будущие защитники Отечества, наши ребята, которые вернутся работать в республику как высокопрофессиональные подготовленные кадры. Мы уже даже не просим дополнительных финансов — просто финансируйте своевременно наши заявки, чтобы не накапливались долги и чтобы мы могли вовремя делать закупки», — обратился к замминистра финансов Борис Биттиров, директор школы-интерната № 3 г.о. Прохладный.

Член Общественной палаты РФ Заурби Нахушев выразил недоумение, почему в республиканских кадетских школах-интернатах норматив питания на одного кадета 187 рублей, а в музыкальном кадетском классе, открытом в Северо-Кавказском государственном институте искусств в г. Нальчике, — 440 рублей. Он предложил рекомендовать Правительству КБР пересмотреть нормы продовольственного обеспечения воспитанников кадетских школ-интернатов в сторону увеличения с учетом физической нагрузки при активных занятиях начальной военной подготовкой и физической культурой, рассмотреть возможность планирования средств на эти цели при формировании проекта бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год.

Заслушав и обсудив выступления участников заседания по обсуждаемому вопросу, Совет Общественной палаты КБР и Комитет Парламента КБР по образованию и науке приняли совместное решение с рекомендациями в адрес всех заинтересованных сторон.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Теги: Заурби Нахушев, Кабардино-Балкарская Республика

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться