RSS Eng

06 декабря

RSS

Печать

Когда масло не масляное

Проверки выявили большое количество фальсификата в учреждениях социальной сферы Самарской области

Когда масло не масляное

На заседании комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, прошедшем в режиме видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями области, обсудили проблемные вопросы поставок продуктов питания в социальные учреждения губернии.

«Проблема поставки качественной продукции в детские образовательные, лечебные учреждения, пансионаты социальной направленности сегодня имеет особую актуальность в рамках работы всех контрольных органов, общественных организаций. В наш адрес поступили жалобы на формирование цены на поставку масла, низкая цена которого якобы является основной причиной поставки некачественной продукции. На основании этих жалоб было проверено 5 совместных аукционов, 10 учреждений, 15 закупок, по которым поставлялось масло», — рассказала врио руководителя Управления по контролю в сфере закупок Самарской области Наталья Ульченко.

Члены Общественной палаты Самарской области, представители Россельхознадзора совместно с Управлением по контролю в сфере закупок Самарской области и Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области осуществили выезды в образовательные учреждения и учреждения здравоохранения г.о. Чапаевск, г.о. Сызрань, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Жигулевск, м.р. Борский, м.р. Елховский, м.р. Волжский.

«Контрольное мероприятие показало, что действительно в учреждения поставляется как масло сливочное, так и фальсификат масла, на долю которого приходится примерно 40%. По всем случаям выявленного фальсификата продукция тут же была возвращена ненадлежащим поставщикам, были выставлены штрафы за нарушение законодательства в контрактной системе. Документы по всем выявленным фактам переданы в Роспотребнадзор и Россельхознадзор. При этом нет прямой зависимости между формированием цены на масло и его качеством: таким образом, в этой части жалоба не подтвердилась. Так, фальсификат может поставляться по цене 405 руб. за килограмм, а качественное сливочное масло по 157 руб. за килограмм. Более того анализ показал: нельзя сказать, что есть какой-то конкретный недобросовестный поставщик или конкретный производитель, который поставляет фальсификат. Поэтому, на наш взгляд, основная проблема заключается в отсутствии надлежащего контроля. Контроль отсутствует как со стороны поставщиков, когда они забирают продукцию у производителей, так — и это главное — со стороны заказчиков. Внутренний контроль (соответствие сертификата товарной накладной), который заказчики сегодня используют в рамках законодательства, не позволяет выявить является ли продукт качественным или нет. Единственным выходом будет внешняя экспертиза с привлечением сертифицированных лабораторий. На сегодняшний день таких сертифицированных лабораторий у нас шесть. Весь вопрос в желании качественно осуществлять контроль», — резюмировала Наталья Ульченко, подчеркнув, что Управление со своей стороны уже вышло с предложением о внесении изменений в законодательство с целью ужесточить административную ответственность поставщиков за исполнение контрактов на иных условиях.

Более высокая цена — отнюдь не гарантия качества продукта, — подтвердила и врио руководителя Главного Управления организации торгов Самарской области Наталья Катина, отметив, что система формирования цен среди региональных заказчиков одна из лучших в России.

«Когда недобросовестные поставщики будут вноситься в соответствующий реестр, когда будут расторгаться контракты в одностороннем порядке и прочее, — только тогда мы выстроим нормальную систему поставок хороших продуктов питания, — выразила уверенность Наталья Катина. — В свете сложившейся ситуации мы сделали новую типовую форму контракта, установив три обязательных экспертизы поставляемой продукции в течение срока действия контракта. При этом две из трех экспертиз — за счет поставщика. Сейчас ждем согласование от профильных министерств по этим типовым контрактам».

Однако в областном минобре высказывают опасения, что образовательные учреждения не смогут в рамках своей финансовой нагрузки обеспечить нужное количество внешних экспертиз.

«Нужно быть реалистами», — призвал заместитель министра — руководитель департамента ресурсного обеспечения образования, организационной и информационной деятельности министерства образования и науки Самарской области Михаил Татаринцев. Со своей стороны, министерство выступает с предложением об увеличении размера госзадания, в рамках которого в специализированных лабораториях проводятся бесплатные экспертизы, и о предоставлении «некой квоты» основным заказчикам.

«Возможно, стоит обязать поставщиков при формировании цены сразу закладывать туда затраты на экспертизы, — предложил член Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. — Это обеспечит системность контроля продукции».

«Министерство совместно с Управления по контролю в сфере закупок Самарской области провело серьезную работу: фронтально проверили все контракты, которые были заключены на поставку масла. Установлено, что 8 учреждений выявляли фальсификат либо недостаточно качественную продукцию. Только 2 учреждения вышли в плоскость предъявления санкций поставщику и настаивают на штрафных санкциях, остальные просто вернули некачественную продукцию, заменив ее на другую. На наш взгляд, учреждения должны более жестко подходить к вопросу, идти по пути выставления административных претензий. В то же время порядка 50% лечебных учреждений не закупают продукты питания как таковые, а покупают уже готовые блюда (услуга аутсорсинга), и не всегда у заказчика есть возможность вести постоянный контроль за их приготовлением», — поддержав предложения, озвученные представителем министерства образования и науки, сообщил руководитель главного управления экономики и финансов министерства здравоохранения Самарской области Вадим Свирид.

«В основном все школы Самары находятся на обслуживании комбинатов школьного питания. В таком случае, с одной стороны, организовать питание проще. Но с другой стороны, надо понимать, что речь идет о бизнесе, который должен обеспечить школьников питанием из расчета за 60 руб. за завтрак и 65 руб. обед и извлечь прибыль, — и вот здесь встает вопрос качества», — обратила внимание председатель комиссии по образованию и науки Общественной палаты г.о. Самара Светлана Ильина.

Огромная социальная проблема заключается и в том, что уровень жизни семей сегодня очень разный. Многие родители готовы платить больше за качество: но кормить одних детей по одному меню, а других — по другому, образовательные учреждения не имеют права. Как разрешить данную ситуацию, чтобы удовлетворить интересы всех сторон, — пока непонятно. Сегодня некоторые школы идут по пути так называемого «свободного выбора»: учащиеся могут за отдельную плату приобрести дополнительные к основному меню блюда.

Аутсорсинг при организации питания в учреждениях образования и здравоохранения порождает и множество других вопросов. Казалось бы, логичным решением выглядит возвращение к организации приготовления пищи на базе самих учреждений. Но переоборудование пищеблоков и содержание штата поваров для многих учреждений представляется непосильной задачей.

К слову, «поймать» фальсификат в рамках плановых проверок, когда речь идет об аутсорсинге, гораздо сложнее, — признают представители контрольно-надзорных органов.

«Каждый хозяйствующий субъект несет ответственность за то, что он делает, какую услугу оказывает. Учреждения-заказчики, поставщики, производители обязаны проводить производственный контроль: выборочное исследование продукции на соответствие показателей безопасности и качества. Это обязанность, и средства на это должны закладываться в любом случае», — подчеркнула начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Надежда Афанасьева.

Она подняла еще одну проблему — отсутствие должной подготовки у тех, кто принимает продукцию: «Например, легитимность декларации можно посмотреть на сайте Росаккредитации: документы размещены в свободном доступе. Покупая продукцию производителя, декларации которого нет на сайте, учреждение уже берет на себя ответственность за покупку несоответствующей, заранее некачественной продукции. В прошлом году мы проводили ряд обучающих семинаров для представителей заказчиков. Эту работу совместно с Управлением организации торгов Самарской области нужно продолжить. Кроме того, мы неоднократно предлагали внести изменения в нормативно-правовые документы, в том числе, предусмотреть конфискацию предмета правонарушения у поставщиков и изготовителей, чтобы они больше не имели возможности производить на этом оборудовании некачественную продукцию».

В случае злостных нарушителей речь должна идти не только об административной, но и об уголовной ответственности, — согласились общественники.

«Необходимо разработать программы проведения регулярного субъектового мониторинга сырья и пищевых продуктов, а также внедрения системы производственного контроля (внутренний менеджмент качества). Переход на сопроводительные документы в электронном виде тоже будет способствовать прозрачности», — считает руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области Виктор Трусов.

«Человеческий фактор не заканчивается приемкой и поставкой. Если мы говорим о качестве питания ребенка в организованном коллективе, то контроль, в том числе и общественный, должен быть и на этапе получения ребенком этого питания: какой оно температуры, каков состав и объем блюда. Здесь у общественных советов на местах есть существенные механизмы и рычаги», — заметила Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова.

Понятно, что проблема качества продуктов питания, поставляемых в социальные учреждения, характерна отнюдь не только для Самарской области. И в ряде регионов уже накоплен определенный опыт, который может представлять интерес. Так, например, в Вологодской области решили пойти по пути организации централизованных складов: поставки осуществляются на эти склады, где легче осуществить контроль, а затем уже продукция развозится в учреждения.

По итогам заседания члены профильной комиссии Общественной палаты рекомендовали Управлению по контролю в сфере закупок Самарской области внимательно изучить опыт Вологодской области и, если возможно, приступить к его внедрению.

По мнению общественников, стоит также продумывать варианты увеличения участия в поставках продукции для учреждений социальной сферы местных производителей. Конечно, в этой сфере существует множество ограничений.

«Но нужно искать возможности, выходить с соответствующими законодательными инициативами», — уверен заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.

«Мы только начинаем работу по проверке качества продуктов, которые поступают в учреждения социальной сферы. У нас очень много вопросов. В перспективе, думаю, будет подготовлено обращение к Губернатору Самарской области. Пока же ставим в план своей работы посещение складского центра в г.о. Новокуйбышевск, где, как выяснилось, в основном фасуется сливочное масло, поступающее в учреждения образования и здравоохранения. Общественным советам муниципальных образований рекомендуем также обратить пристальной внимание на этот вопрос, участвовать в приемке продуктов в учреждениях социальной сферы. Для организации этой работы по общественному контролю в ближайшее время будет подготовлена соответствующая памятка», — подвела итоги обсуждения председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галина Гусарова.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться