RSS Eng

16 января, 2018

RSS

Печать

Законопроект о добровольчестве не в полной мере устраняет пробелы законодательства

К такому выводу пришли в ОП КБР по результатам общественной экспертизы документа

Законопроект о добровольчестве не в полной мере устраняет пробелы законодательства

Комиссия по молодежной политике, спорту и патриотическом воспитанию ОП КБР провела общественную экспертизу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». В целом поддержав принятие законопроекта, члены комиссии отметили, что он нуждается в доработке, в том числе редакционной.

Так, понятие добровольческой (волонтерской) деятельности и его соотношение с благотворительной деятельностью законопроектом четко не установлены, и соответствующие изменения последовательно, по всему тексту Федерального закона, не предлагаются. Это приводит к нечеткому, неполному правовому регулированию соответствующих отношений.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон) и законопроект рассматривают добровольцев (волонтеров) как участников благотворительной деятельности (ч. 1 ст. 5), а добровольческую (волонтерскую) деятельность как вид благотворительной деятельности. Исходя из ч. 4 ст. 5 Федерального закона и законопроекта, добровольческая деятельность — это благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.

Однако, по мнению председателя комиссии ОП по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Тимура Гуппоева, не всякое безвозмездное оказание услуг или работ по своим целям можно отнести к добровольческой деятельности.

«Безвозмездное оказание услуг или работ может быть любезностью, оказываться в целях рекламы и т.д. Возмездность является обязательным, но недостаточным признаком добровольческой деятельности, которая предполагает осуществление на системной основе, что не учитывается законопроектом», — подчеркнул общественник.

Определения понятия добровольцы (волонтеры), предлагаемое подпунктом «б» п. 4 ст. 1 законопроекта, устанавливает, что ими являются физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность, а не добровольческую (волонтерскую). В ч. 3 предлагаемой ст. 17.1 также говорится об условиях осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности, а не добровольческой (волонтерской). Но когда лицо осуществляет благотворительную деятельность не в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, оно является благотворителем, а не добровольцем (волонтером).

Указание в отдельных положениях Федерального закона, в которые не вносятся изменения, только на благотворительную деятельность и благотворительные организации, по мнению экспертов, вызывает вопрос о регулировании ими отношений по добровольчеству (волонтерству). Так, Федеральный закон содержит раздел II «Порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации», раздел III «Условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации», раздел IV «Государственные гарантии благотворительной деятельности», в которые законопроект не предусматривает внесение изменений.

В то же время законопроект не содержит аналогичных разделов в отношении добровольческих (волонтерских) организаций. Означает ли это, что положения указанных разделов Федерального закона распространяются на добровольческие (волонтерские) организации, неизвестно, учитывая, что в других случаях Федеральный закон и законопроект по-разному регулируют аналогичные отношения применительно к благотворительной деятельности и добровольческой (волонтерской) деятельности.

По смыслу ч. 5 ст. 5 Федерального закона, в которую изменения законопроектом не предлагаются, благополучателем помощи добровольца (волонтера) могут быть и юридические лица.

Как считает член ОП Зарема Кушхова, законопроект должен быть дополнен положениями, уточняющими статус юридических лиц — благополучателей. В целях достижения общественной пользы это должны быть только негосударственные некоммерческие организации, за исключением политических партий.

Пункт 4 ч. 1 и ч. 5 предлагаемой законопроектом новой ст. 17.1 предусматривает только возможность получения добровольцем (волонтером) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или договором с организатором добровольческой деятельности, определенных мер поддержки.

«Представляется, что такие меры поддержки, как предоставление питания, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты (либо возмещение расходов на их приобретение), возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности при отсутствии вины со стороны добровольца (волонтера), должны быть обязательными условиями договора с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности. В случае привлечения добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ страхование жизни и здоровья должно быть обязательным условием договора. Законопроектом также не устанавливаются особенности привлечения добровольцев (волонтеров) к таким работам (необходимость специальной подготовки, органы и организации, имеющие право привлекать к таким работам и т.д.), а также к работам в отдельных организациях (детские учреждения, учреждения социального обслуживания), требования к добровольцам (волонтерам), в частности, возрастные критерии, недопустимость наличия у них определенных заболеваний, судимости по отдельным видам преступлений (возможно к определенным видам добровольческой (волонтерской) деятельности)», — заключила Кушхова.

Члены Палаты также обратили внимание на то, что законопроект не предусматривает включение периода осуществления лицами трудоспособного возраста добровольческой (волонтерской) деятельности в страховой стаж для назначения страховых пенсий по аналогии с периодами получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Теги: Кабардино-Балкарская Республика

Актуальный комментарий

Памятник Коневу в Праге сняли с пьедестала

  • Елена Цунаева

    03.04.2020

    Елена
    Цунаева

    «Это политический жест в русле новой исторической политики Евросоюза»

  • Елена Сутормина

    03.04.2020

    Елена
    Сутормина

    «Циничная и наглая акция, совершенная, когда весь мир по-настоящему сплочен общей проблемой»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться