RSS Eng

13 апреля

RSS

Печать

Школьные лесничества как форма экологического просвещения и профессиональной ориентации школьников

рассмотрели общественники Самарской области

Школьные лесничества как форма экологического просвещения и профессиональной ориентации школьников

Участники совместного заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности и общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды при профильном комитете Самарской Губернской Думы обратились к вопросу о практике создания и деятельности в регионе школьных лесничеств.

«В современном мире неуклонно возрастает роль экологического образования и просвещения населения как основы формирования в обществе экологической культуры. И одной из эффективных форм проведения эколого-просветительской деятельности среди детей является организация школьных лесничеств, — подчеркнул, открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Юрий Астахов. — Наша цель сегодня — определить состояние этого движения на территории региона, а также возможности содействия развитию и повышению его эффективности».

«Мы стараемся, чтобы наше подрастающее поколение увлекалось проблемами экологии региона, участвовало в их решении. Хотим, чтобы как можно больше школьников привлекалось к восстановлению леса, участвовало в озеленении территорий муниципалитетов. К сожалению, пока в этом движении участвует не так много школ. Например, в Тольятти, где жители, в том числе школьники, массово участвуют в посадке леса, школы практически ничего не знают о такой форме работы как школьные лесничества. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие, опыт, который будет озвучен, послужит толчком к тому, чтобы такие лесничества создавались в школах региона, и это движение станет массовым», — отметил заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу, нефтехимии и охране окружающей среды Денис Волков.

История создания школьных лесничеств на территории области берет свое начало в конце 1960-х годов, в бытность устойчивого развития мощных лесохозяйственных предприятий. Основной задачей тогда являлась необходимость привить молодому поколению чувства любви и заботы по отношению к родному краю, к лесу. Кроме того, стояла задача подготовки квалифицированных кадров для лесной отрасли, начиная со школьной скамьи. Лесхозам не составляло труда содержать на обеспечении подразделения школьных лесничеств, воспитанники которых становились полноправными участниками жизни и быта хозяйств.

Новая жизнь движению школьных лесничеств в Самарской области была дана в конце 90-х годов прошлого века. Сегодня школьное лесничество — добровольное объединение школьников как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у обучающихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края, расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук, формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, в конечном итоге — подготовке к сознательному выбору профессии лесовода. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 № 145 утверждена Программа развития движения школьных лесничеств.

«Мероприятия, заложенные в основу реализации Программы, не в полной мере проведены. Главным образом по причине неподкрепленности реализации Программы финансированием. Работа строится во многом на энтузиазме, неравнодушии специалистов лесного хозяйства и образовательных учреждений к вопросам воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие лесничеств и образовательных учреждений осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве по организации деятельности школьных лесничеств. На территории области действует 30 таких договоров, 8 находятся в стадии подписания. Территориально работа проводится в 23 муниципальных образованиях. Количество участников составляет более 500 человек из 38 образовательных учебных заведений. Для сравнения: по состоянию на 2000 год в движении участвовало 54 учебных заведения и 800 школьников», — рассказал директор ГКУ СО «Самарские лесничества» Владимир Косарев, тем не менее подчеркнув, что в последние годы движение приобретает популярность: за последние пять лет работниками лесного хозяйства и педагогами реализована масса начинаний, интересных идей.

Немаловажной мотивацией для школьников является участие в районных, региональных, межрегиональных и всероссийских слетах и конкурсах. Помощь в проведении таких мероприятий оказывает, в том числе, и социально ответственный бизнес.

«С учетом все возрастающего внимания к вопросам экологии, данное направление деятельности должно обрести поддержку и внимание власти, предпринимательства и общественности, — выразил уверенность Владимир Косарев. — В середине декабря 2017 года в Правительство Самарской области поступило письмо за подписью заместителя председателя Правительства РФ об обеспечении выполнения плана мероприятий по развитию школьных лесничеств. От того, насколько удастся наладить взаимодействие ведомств по реализации плана, зависит результат в целом. Среди актуальных вопросов на сегодняшний день: разработка регионального плана по поддержке и развитию школьных лесничеств, определение источников финансирования реализации плана. Отдельно стоят вопросы о возможности выделения дополнительных классных и внеклассных часов на данное направление деятельности, о мерах поддержки и стимулирования работы руководителей школьных лесничеств, преподавательского состава, повышения их квалификации».

В ходе заседания был представлен положительный опыт работы ГБОУ ДОД «Самарский областной детский эколого-биологический центр», ГБОУ основной общеобразовательной школы № 23 г.о. Чапаевск.

«Работа школьного лесничества это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. Совместная деятельность сплачивает старших и младших учеников в единый коллектив, каждый находит свое место в деле охраны природы», — подчеркнула учитель географии ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Софья Зиятдинова.

Есть чем гордиться и муниципальному району Красноярский: здесь движение школьных лесничеств активно возрождается и развивается с 2012 года. На районных и областных слетах школьных лесничеств юные лесничие района берут призовые места. Но в своей работе энтузиасты сталкиваются с целым комплексом проблем. «На сегодняшний день материальная база в школьных лесничествах очень слабая, — заметил главный лесничий Красноярского лесничества ГКУ СО „Самарские лесничества“ Вячеслав Бажуткин. — Отсутствует литература по изучению древесно-кустарниковой растительности. Недостаточно необходимых приборов: отсутствуют буссоли, полнотомеры, мерные ленты, не в полном объеме имеются мерные вилки, высотомеры, „мечи Колесова“. Нет форменной одежды для учеников школьных лесничеств. Директорами школ не предоставляется транспорт школьным лесничествам для ознакомления с объектами, для проведения экскурсий по историческим местам и в лесничества. В итоге ребята продолжают работать вслепую, изучая лишь теорию».

«Отличительная особенность школьных лесничеств от других природоохранных общественных объединений детей состоит в том, что их деятельность должна быть организована на специально выделенной и закрепленной за ними территории лесного участка. Иначе это просто природоохранная деятельность, но не школьное лесничество», — обратил внимание Почетный работник леса РФ, эколог Андрей Крючков.

Проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе уже существующие школьные лесничества, — лишь одна сторона вопроса. Другая — отсутствие у школ информации о такой форме работы в принципе.

Чтобы проинформировать школы, необходимо включить программы школьных лесничеств в циклограмму мероприятий, на которую ориентируются образовательные организации, и разработать на региональном уровне положение, которое будет разослано образовательным организациям, — отметила консультант министерства образования и науки Самарской области Наталья Одинцова, подчеркнув, что при этом чрезвычайно важен вопрос обеспечения мер безопасности при посещении детьми лесов: эти меры также должны быть отражены в положении.

«Вопрос обеспечения безопасности, безусловно, важен, и его нужно решать, поскольку польза для воспитания школьников в плане понимания значения природы, понимания собственного места в ней, — чрезвычайно велика. Генерирующим центром должно быть именно лесничество как государственное учреждение. Было бы правильным на региональном уровне создать порядок учреждения и функционирования школьных лесничеств. При этом в деятельности этих лесничеств должна быть значимая практическая составляющая: нужно выводить детей в лес, на природу. Должен быть и учет индивидуальных достижений участников движения: какое-то портфолио, которое имеет юридическое значение для поступления на профильные факультеты средне специальных и высших учебных заведений на бюджетные места», — предложил член Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский, призвав представителей бизнеса делать ставку на подрастающее поколение и оказывать системную поддержку движению школьных лесничеств.

В свою очередь, социально ответственный бизнес, активно участвующий в экологических акциях, вносящий вклад в экологическое воспитание населения, по мнению директора ГУП «Экология» Константина Ряднова, также стоит поощрять на государственном уровне, предусмотрев определенные налоговые льготы.

«Цифры говорят о том, что мы серьезно потеряли позиции, которые имели в доперестроечный период. Что же нужно сегодня предпринять, чтобы значительно увеличить число участников движения? — вот основной вопрос. Практически все, кто сегодня развивает движение школьных лесничеств, поднимает проблему недостаточного финансирования. Думаю, надо как-то оценить ту практическую деятельность, которую осуществляют школьники в масштабах области, и выразить реальную пользу от этой деятельности в финансовых показателях», — отметил Юрий Астахов.

По мнению общественников, было бы целесообразным разработать методические рекомендации и программу по организации деятельности школьных лесничеств в Самарской области, положение о школьных лесничествах, критерии оценки их деятельности, а кроме того, создать региональную межведомственную комиссию по координации деятельности школьных лесничеств, определить единый центр управления ими, ежегодно планировать их деятельность и подводить итоги этой деятельности.

«Сегодня необходимо принять дополнительные меры по информационной поддержке и пропаганде деятельности школьных лесничеств, а также шире использовать возможности современных средств коммуникации для обмена опытом», — выразил уверенность Юрий Астахов.

Завершилось заседание торжественной церемонией подписания договоров сотрудничества о создании новых школьных лесничеств. Сотрудники лесничеств и педагоги, благодаря энтузиазму которых сегодня развивается это движение в регионе, были отмечены благодарственными письмами Общественной палаты Самарской области и Самарской Губернской Думы.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Актуальный комментарий

Активистка движения «Волонтеры Победы» Елена Одновол задержана на Украине

  • Ольга Амельченкова

    24.04.2018

    Ольга
    Амельченкова

    «Лене пытаются вменять государственную измену. Эта жестокая политическая провокация»

В Риге прошел пикет в защиту арестованного правозащитника Гапоненко

  • Елена Сутормина

    24.04.2018

    Елена
    Сутормина

     «Этот арест — спланированная акция устрашения»

  • Максим Григорьев

    24.04.2018

    Максим
    Григорьев

    «Сам факт ареста — это явный пример политических преследований»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться