RSS Eng

29 июня, 2018

RSS

Печать

Тольяттинцы жалуются на загрязнение атмосферного воздуха

Члены ОП Самарской области посетили ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Тольяттинцы жалуются на загрязнение атмосферного воздуха

Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности в рамках выездного заседания посетили ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Участники заседания осмотрели объекты Приволжского УГМС, в том числе, лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды, ознакомились с деятельностью учреждения, побывали на одном из постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Октябрьском внутригородском районе г.о. Самара.

«Цель сегодняшнего заседания — ознакомление с существующей системой мониторинга воздушной среды на территории промышленных городов Самарской области, обсуждение направлений и планов по повышению эффективности контроля для достижения целей в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха. Мотивацией для проведения данного заседания стали непрекращающиеся жалобы населения промышленных городов на загрязнение атмосферного воздуха, обращение Общественной палаты г.о. Тольятти в наш адрес», — отметил, открывая обсуждение председатель комиссии Юрий Астахов.

«Все мы прекрасно понимаем, что вопросы экологии являются сегодня одними из первостепенных для нашей страны, что неоднократно подчеркивалось на самом высоком уровне», — заметил, в свою очередь, руководитель ФГБУ «Приволжское УГМС» Айдар Мингазов.

Государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха на территории Самарской области начала складываться в 1964 году.

«По состоянию на 2017 год государственная наблюдательная сеть включает 27 стационарных ПНЗ. Всего в регионе систематические наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на 32 постах в 9 промышленных городах, — рассказала начальник центра по мониторингу загрязнения окружающей среды ФГБУ „Приволжское УГМС“ Наталья Бигильдеева. — Начиная с середины 90-х годов начали формироваться территориальные подсистемы муниципального уровня, которые финансировались за счет местных бюджетов. Других вариантов расширения систем мониторинга нет и в наши дни. До 2015 года муниципалитеты 7 городов Самарской области принимали участие в получении дополнительной экологической информации в интересах своих территорий. В последние годы администрации Самары и Новокуйбышевска устранились от участия в сохранении и поддержке систем мониторинга в своих городах, в результате чего 8 ПНЗ были законсервированы. Между тем, экологическая безопасность территории — существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, увязанную с экологической политикой государства. А формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития».

«В целом, государственная система мониторинга на территории Самарской области сегодня решает поставленные перед ней задачи и позволяет достаточно объективно оценивать уровень загрязнения атмосферы в городах региона. Основные нормативные требования по количеству пунктов наблюдения, их расположению, программам наблюдения и репрезентативности данных выполняются. Однако проблема модернизации государственной системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха давно требует решения на государственном уровне», — заключила Наталья Бигильдеева.

Среди негативных факторов, сдерживающих совершенствование системы мониторинга загрязнения окружающей среды: высокий износ приборов и лабораторного оборудования государственной наблюдательной сети и низкий уровень ее технического оснащения, который не отвечает современным, в том числе международным стандартам и требованиям, отсутствие источников финансирования мероприятий по развитию, модернизации и техническому переоснащению государственной наблюдательной сети и пр.

Стоит отметить, что в 2017 году Приказом Росгидромета была утверждена Концепция совершенствования системы мониторинга загрязнения окружающей среды с учетом конкретизации задач федерального, регионального и локального уровней на 2017-2025 годы и «дорожная карта» ее реализации. Как было озвучено в ходе заседания, на данный момент ФГБУ «Приволжское УГМС» практически закончило разработку первого варианта предложений к проекту Программы модернизации на основе максимально возможной автоматизации измерений и применения современных аналитических технологий. Общая стоимость переоснащения наблюдательной сети Самарской области отечественным оборудованием в ценах 2018 года оценивается в сумму 448,8 млн рублей; и это при том, что расширение наблюдательной сети планируется только на 2 ПНЗ: в городах Тольятти и Жигулевск.

«У нас действует принцип „загрязнитель платит“, но не стоит ли уже изменить нормативы в сторону повышения? Причем подход должен быть превентивным: плата за будущее загрязнение, — уверен член профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. — Очевидно, что нужно искать средства на техническое переоснащение системы мониторинга, но не со всех вообще налогоплательщиков, а с тех, кто является основными источниками негативного воздействия на окружающую среду. Возможно, целесообразным было бы и целевое использование транспортного налога: не только на строительство дорог, но и на задачи охраны окружающей среды».

Специалисты подчеркивают, что в настоящее время экологическая ситуация в регионе остается в целом устойчиво стабильной. Ежегодно производится отбор и анализ порядка 196 тысяч проб атмосферного воздуха на содержание в них более 30 вредных веществ. На основании этих результатов наблюдений и дается официальная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха. В 2016-2017 гг. на стационарных постах ФГБУ «Приволжское УГМС» случаев экстремально высокого (превышение ПДК в 50 раз) и высокого (превышение ПДК в 10 раз) загрязнения атмосферного воздуха отдельными примесями не зафиксировано. Вместе с тем, в 2016 году на стационарных постах в городах Самарской области зафиксировано 234 случая превышения уровня максимально разовой предельно допустимой концентрации, за 2017 год — 265 случаев. Если по результатам наблюдений 2016 года состояние загрязнения атмосферного воздуха во всех городах Самарской области оценивалось как «низкое», то в 2017 году г.о. Тольятти переместился в градацию с «повышенным» загрязнением.

«Вызывают беспокойство отдельные ситуации, когда в условиях пониженного самоочищения атмосферы (неблагоприятные метеорологические условия) происходит временное повышение концентраций загрязняющих веществ, иногда до критериев высокого загрязнения. Эти периоды приводят к дискомфорту, который ощущается в отдельных районах, и провоцируют жалобы населения на качество воздуха. Следует сказать о том, что не всегда в подобных ситуациях мы можем инструментально подтвердить субъективные ощущения жителей. Иногда не хватает аналитических возможностей системы мониторинга, зачастую редкая сеть наблюдений не позволяет оценить техногенное влияние конкретных источников загрязнения, — подчеркнула Наталья Бигильдеева. — Дополнительную информацию к государственной системе может дать территориальная подсистема мониторинга, локальные ведомственные системы мониторинга, работающие в рамках производственного экологического контроля, а также оперативные маршрутные наблюдения в зонах повышенного экологического риска. Создание современной системы мониторинга качества атмосферы на основе цифровых технологий и передовых аналитических методов измерения позволит оценить эффективность природоохранных мероприятий и экологической политики регионов и государства в целом. В настоящее время разрабатывается национальный проект по направлению „Экология“. Но по предварительным сведениям, в нем не находится места для программ модернизации государственной системы мониторинга атмосферы. Будет крайне полезным объединить усилия профессионалов и общественников и подготовить обращение о включении в нацпроект „Экология“ программы модернизации государственной системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха».

«Как следует из анализа поступающих в Управление обращений граждан по вопросам нарушения прав на благоприятную окружающую среду, ежегодно фиксируется их рост: так, если за 2016 год поступило 652 обращения, то только за истекший период 2018 года их уже порядка 550. При этом порядка 40% этих обращений касаются вопросов загрязнения атмосферного воздуха», — сообщила начальник отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и экологического надзора управления Росприроднадзора по Самарской области Татьяна Моклецова.

Основная масса таких обращений поступает по г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск и Куйбышевскому внутригородскому району г.о. Самара и приходится на периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Росприроднадзор осуществляет государственный экологический надзор только на объектах, подлежащих федеральному экологическому надзору. Региональный надзор на территории Самарской области передан на уровень полномочий органов местного самоуправления.

«В настоящий момент на учете в качестве объектов негативного воздействия на окружающую среду в регионе состоят порядка 4,5 тыс. объектов; из них на учет федерального надзора поставлено свыше 2,3 тыс. объектов, эксплуатируемых 340 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, объекты первой категории составляют порядка 10% из всего перечня объектов. В 2017 году в Самарской области в атмосферный воздух выброшено более 620 тыс. тонн загрязняющих веществ, процентное соотношение выбросов от промышленных предприятий и от автотранспорта составляет примерно 40% к 60%: доля выбросов от автотранспорта превалирует и продолжает расти», — рассказала Татьяна Моклецова.

Количество плановых проверок Росприроднадзора (впрочем, как и других надзорных органов) ежегодно снижается в силу провозглашенной политики государства по снижению административного давления на бизнес. Причем в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства введены надзорные каникулы: иными словами, субъекты МСП вообще не включаются в плановые проверки в 2017-2018 годы, оставаясь «за кадром» государственно экологического надзора. И это большая проблема.

Еще одна проблема, о которой говорят и представители надзорных органов, и органов местного самоуправления, и представители общественных экологических организаций — необходимость расширения перечня контролируемых загрязняющих веществ.

Немало в данной сфере и вопросов, связанных с законодательной базой.

Так, с 1 января 2019 года на объектах первой категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выброса загрязняющих веществ, а также техническими средствам фиксации и передачи собранной информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. Однако необходимые подзаконные нормативные акты до сих пор не вступили в силу. Более того, до сих пор нет даже перечня стационарных источников, подлежащих оснащению.

«Президент четко сказал, что никаких переносов сроков в сфере экологии и охраны окружающей среды не будет», — напомнила, тем не менее, руководитель управления нормирования и государственной экологической экспертизы министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Вера Саксонова.

Она заметила также: «Не надо путать два понятия. Есть понятие мониторинга: стационарные наблюдения, которые проводятся в периодическом режиме. А есть болевые точки на территории каждого муниципального образования, на которые в основном поступают жалобы. Мы считаем, что реальное решение этого вопроса возможно в рамках маршрутных наблюдений».

В рамках состоявшегося обсуждения его участники заострили внимание на самых разных аспектах проблемы и высказали свои предложения относительно возможных путей их решения.

«Одна из проблем сегодня заключается в том, что отсутствует служба быстрого реагирования на ситуации, связанные с жалобами населения, — обратила внимание начальник отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Самарской области Ирина Матюнина. — Совершенно не охвачено системой мониторинга население в сельской местности, где чаще всего жители страдают от собственных соседей, поскольку законодательством никак не ограничено поголовье скота на территории личного подсобного хозяйства».

«Учитывая то, что мы сегодня испытываем сложности в получении объективной информации о состоянии атмосферного воздуха, в качестве дополнительных критериев такого мониторинга можно было бы использовать количество обращений граждан, а также можно подключить медицинскую статистику», — считает член комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.

«Состоявшееся сегодня напряженное обсуждение, огромный объем озвученной информации свидетельствуют о том, что поднятая проблема крайне актуальна. Сложившаяся ситуация требует повышения эффективности мониторинга атмосферного воздуха как инструмента своевременного обнаружения фактов и источников загрязнения, усиления контрольно-надзорных функций и системных мер воздействия на нарушителей законодательства. Все прозвучавшие сегодня предложения лягут в основу итогового решения заседания. Рекомендации от имени нашей комиссии будут направлены в органы власти региона, органы местного самоуправления, надзорные органы в соответствии с их компетенцией», — резюмировал Юрий Астахов.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Актуальный комментарий

В Литве просят ввести интернет-цензуру и запретить Sputnik

  • Александр Малькевич

    19.06.2019

    Александр
    Малькевич

    «Прямо у границы России в “цивилизованной Европе” парламентарии попирают элементарные нормы свободы и приличия»

Все цыгане покинули пензенскую Чемодановку после драки с местными жителями

  • Иосиф Дискин

    19.06.2019

    Иосиф
    Дискин

    «Ситуация в Чемодановке — важный сигнал, который требует от нас переоценки практики реализации государственной национальной политики»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться