RSS Eng

19 февраля, 2019

RSS

Печать

Спорт и реклама пива вообще не должны быть взаимосвязаны

Трудность исполнения рекламного контракта с производителем пива при проведении спортивных мероприятий не должна изменять приоритеты госполитики по сохранению нации, считают в ОП Кузбасса

Спорт и реклама пива вообще не должны быть взаимосвязаны

Эксперты и члены Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта федерального закона № 606539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции».

Авторы законопроекта предлагают признать утратившими силу нормы федерального закона «О внесении изменений в статью 21 ФЗ «О рекламе», которые отменяют с 1 января 2019 года возможность рекламировать пиво и напитки на его основе во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований и на спортивных телеканалах. Они также предлагают исключить другие нормы из законодательства РФ, отменяющие с 1 января 2019 года возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в периодических печатных изданиях и предусмотреть возможность размещения рекламы пива на телевидении и радио с 23 до 7 часов.

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, предлагаемое в законопроекте регулирование не должно отрицательно отразиться на продолжительности здоровой жизни граждан, но однако оно и не способно увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жизни в Российской Федерации. Прогнозирование увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни, маловероятно из-за отсутствия связи между рекламой пива (напитков на его основе) и пропагандой здорового образа жизни.

Для достижения целей увеличения продолжительности здоровой жизни граждан более эффективными будут являться активная профилактика употребления некачественной алкогольной продукции, а также ограничение продажи «пивных напитков» и «напитков, изготавливаемых на основе пива», введение на законодательном уровне более точного определения, позволяющего отделить качественный алкогольный «пивной напиток», который является настоящим пивом, произведённым с соблюдением рецептуры, от «пивного напитка», который является на самом деле коктейлем из этилового спирта, концентрированного сока и иных примесей, однако может продаваться без ограничений в любой торговой точке.

Также для более здорового образа жизни необходимо полностью изменить подход к допуску на торговые полки соков. Зачастую под видом натуральных соков продается разведенный водой концентрат, который повышает содержание сахара в крови и не вызывает никакого положительного эффекта для граждан, желающих вести здоровый образ жизни.

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что вероятность увеличения потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, существенно повысится. Вся рекламная компания пива побуждает желание его употребить. Проведенный в 2018 году в России чемпионат мира по футболу это наглядно показал, так как «титульный спонсор» не только получает гарантированное эфирное время, но и рынок сбыта продукции среди болельщиков.

Реклама пива должна демонстрироваться поздно вечером и ночью, во избежание ее просмотра детьми и подростками. Члены и эксперты региональной Общественной палаты убеждены в том, что реклама пива мотивирует у молодежи алкогольное гедонистическое поведение. Она способствует увеличению сбыта пива, что противоречит целям государства по формированию здорового образа жизни и увеличению продолжительности жизни населения. При этом пивной алкоголизм — один из самых опасных и трудноизлечимых: пенные напитки не воспринимаются как серьезный алкоголь, и от них быстрее формируется психическая зависимость. В результате предлагаемое в проекте федерального закона регулирование увеличит масштабы потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Потребление пива после сокращения 2013-2016 гг. впервые показало рост, достигнув по итогам 2017 года 738,9 млн декалитров (рост на 4,5% в годовом выражении). Объем производства пива в России в 2017 году составил 745,6 млн, что на 2,4% выше уровня 2016 года. Рост производства обусловлен, прежде всего, восстановлением потребительского интереса к пиву. Эта тенденция подтверждается и ростом поставок импортной продукции, объем которой увеличился по итогам 2017 года на 47,7%. Спад производства в 2013-2016 гг. был обусловлен резким повышением акциза на алкогольные напитки, введением ЕГАИС, что повлекло за собой сокращение количества игроков и производителей на рынке, сокращение спроса со стороны потребителя и переход на более крепкие алкогольные напитки.

В сентябре 2018 года на территории Кузбасса имелось 1812 пивных точек. Из них в Кемерово — 472, а в Новокузнецке — 255 объектов. Их количество связано с доходностью бизнеса, спросом, небольшими вложениями и отсутствием необходимости получать лицензию. Для такого вида деятельности достаточно подать уведомление в территориальный орган Роспотребнадзора. По информации Администрации Кемеровской области, в 2015 году на долю пива приходилось 84,8% от всей алкогольной продукции, которую употребляли кузбассовцы. В 2016 году эта доля выросла до 86,6%, а в 2017 году составила 86,4%.

По мнению членов Общественной палаты Кемеровской области, социальную оправданность в снятии ограничения на рекламу пива и пивных напитков найти достаточно сложно. В пояснительной записке основное внимание уделено всемирной практике проведения крупных спортивных мероприятий, а также снижению количества потребляемого в России пива, начиная с 2002 года. Однако реальные причины снижения потребления, его динамика по территориям России, латентность полученных цифр не анализируются. Но если предположить, что уровень снижения потребления пива достигнут, в том числе, из-за запрета его рекламы, тогда предлагаемый законопроект контрпродуктивен.

Не следует забывать, что алкоголизация населения — это явление социальное, и реклама пива может быть воспринята как одобрение его употребления. Этот момент оставлен авторами проекта без внимания, профессиональные оценки ученых-наркологов в материалах не приведены. Таким образом, снятие запрета на рекламу пива социально не оправдано.

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, предлагаемые в законопроекте новации не приведут к развитию общественных отношений в сфере спорта.

Во-первых, не понятно о каких «общественных отношениях» идет речь.

Во-вторых, в законопроекте по сути идет речь об изменении способа проведения рекламной кампании пива, и если изменения будут приняты, это приведет к двум очевидным результатам: а) увеличению сумм спонсорских контрактов для производителей пива, б) увеличению выручки рекламодателей, производителей рекламы и устроителей спортивных мероприятий.

В-третьих, вопрос развития общественных отношений является опосредованным и второстепенным и находится в компетенции лиц, получивших выгоду от продаж пива, от продажи рекламы, от организации спортивных мероприятий. Рекламодатель в любом случае будет руководствоваться не государственной политикой, а маркетинговой стратегией «бренда», обелением негативных факторов употребления алкоголя реализацией спорториентированной стратегии. Его помощь на развитие отечественного спорта законодательством РФ и рассматриваемым законопроектом не предусмотрена и если будет осуществляться, то эпизодически и в режиме доброй воли.

В-четвертых, если бы такая реклама была реальным двигателем общественных отношений в сфере спорта, такие примеры имелись бы, и в первую очередь из практики проведения таких соревнований в России. Однако такие примеры отсутствуют.

В-пятых, на взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, отличительной чертой законотворчества должна быть предсказуемость и системность политики государства. Трудность исполнения рекламного контракта с производителем пива при проведении спортивных мероприятий в 2019 году не должна изменять приоритеты государственной политики России по сохранению нации.

В-шестых, полагают эксперты, иные, «не пивные» спонсоры также принимают важное участие в развитии общественных отношений в России в течение длительного периода. Спорт и реклама пива, считают в Общественной палате Кемеровской области, вообще не должны быть взаимосвязаны!

В настоящее время востребовано развитие детско-юношеских соревнований, что требует увеличения их финансирования органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. На взгляд экспертов, деньги от рекламы пива останутся в спортивных федерациях, международном олимпийском комитете или на телеканалах, осуществляющих трансляцию соревнований. Предлагаемые в законопроекте меры не являются единственно возможным источником финансирования физкультурно-спортивных организаций, и их экономическая поддержка может быть осуществлена организациями, имеющими большую социальную направленность, чем производители пива. Должно быть федеральное, региональное и другое финансирование, чтобы как можно больше людей приобщать к бесплатному занятию спортом. А поскольку такое финансирование отсутствует, физкультурно-спортивные организации в целях дальнейшего развития вынуждены идти на сотрудничество с пивоваренными компаниями.

В региональной Общественной палате полагают, что правовые пробелы, коллизии, а также коррупциогенные факторы в законопроекте исключены. В целом терминология законопроекта доступна и понятна, за исключением термина «напиток, изготавливаемый на основе пива». Необходимо исключить из состава напитков, изготавливаемых на основе пива, алкогольные коктейли и прочую продукцию низкого качества. Представляется, что сроки введения законопроекта, если он будет принят, должны быть скорректированы.

Кроме того, у экспертов возникают вопросы: будет ли законопроект, в случае его принятия, иметь обратную силу, в том числе для возбужденных дел по административным правонарушениям? На какие по сроку возникновения правоотношения он будет распространяться? Нужен ли будет переходный период для приведения в соответствие с ним ряда заключенных и действующих договоров?

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что закон должен быть рамочный, только для целей выполнения международных обязательств Российской Федерации на период проведение международных соревнований. В целом члены и эксперты региональной Общественной палаты законопроект не поддерживают и считают, что предложенный законопроект не может быть принят в связи с отсутствием необходимости в нем.

Пресс-служба Общественной палаты Кемеровской области

Теги: Кемеровская область

Актуальный комментарий

Памятник Коневу в Праге сняли с пьедестала

  • Елена Цунаева

    03.04.2020

    Елена
    Цунаева

    «Это политический жест в русле новой исторической политики Евросоюза»

  • Елена Сутормина

    03.04.2020

    Елена
    Сутормина

    «Циничная и наглая акция, совершенная, когда весь мир по-настоящему сплочен общей проблемой»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться