RSS Eng

19 ноября, 2019

RSS

Печать

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве

Считают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели экспертизу проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».

Цели вводимого в законопроекте регулирования — внедрение и развитие публичной нефинансовой отчетности, повышение инвестиционной привлекательности, информационной открытости, прозрачности деятельности организаций. Действующее российское законодательство практически не регулирует формирование и открытое размещение отчетности нефинансового характера. В то же время практике применения такой отчетности в мире уже более 20 лет. Законопроект регулирует раскрытие информации о деятельности и результатах компаний в области социальной ответственности и устойчивого развития, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты.

Одновременно Минэкономразвития России готовит проект постановления Правительства РФ, который утверждает перечень базовых показателей публичной нефинансовой отчетности, в него могут войти более 30 показателей, среди которых есть как стандартные для финансовой отчетности, так и социальные. Например, зарплаты или доля трудоустроенных инвалидов. В числе других критериев — количество выбросов загрязняющих веществ, образованных и утилизированных опасных отходов. Регламентация показателей нефинансовой отчетности позволит использовать эти сведения в качестве источника информации для независимой оценки деятельности компаний и составлять на ее основе индексы и рейтинги устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности.

Законопроект предусматривает профессиональное подтверждение публичной нефинансовой отчетности аудиторскими организациями в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, применяемыми на территории России согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (ст.6 Законопроекта). Потенциальные и настоящие потребители, инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании.

Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности, по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Основные опасения связаны с финансовыми издержками, которые предположительно будут основаны на подтверждении такой отчетности; организациям, на которых будут распространяться требования закона о публичной нефинансовой отчетности, предстоят дополнительные расходы. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится о минимальных расходах юридических лиц по подготовке публичной нефинансовой отчетности, которые составят от 350 тысяч рублей в год. Однако аналогичные расходы от юридических лиц потребуются и на проведение независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности.

Согласно законопроекту, раскрывать публичную нефинансовую отчетность должны будут государственные корпорации, публично-правовые компании, ГУПы и хозяйственные общества с годовым объемом выручки или активами от 10 млрд рублей, а также компании, ценные бумаги которых включены в котировальные листы бирж. На часть компаний требования закона планируется распространить, начиная с отчетности за 2021 год.

Многие крупные российские компании уже несколько лет добровольно раскрывают для акционеров и общественности нефинансовую отчетность либо в виде отдельного отчета, либо приложением к годовому отчету. Число таких корпораций ежегодно растет, в обзоре Российского союза промышленников и предпринимателей по итогам 2017-2018 гг. анализируется ПНО почти 90 компаний, банков и некоммерческих организаций.

В Европе и США проблематика устойчивого развития и нефинансовой отчетности компаний в последние годы находится в центре внимания не только регуляторов и бизнес-объединений, но и финансового рынка, особенно в свете развития инструментов «зеленого финансирования».

В целом члены и эксперты региональной Общественной палаты оценивают законопроект положительно, однако считают необходимым высказать замечания.

В соответствии с предлагаемой статьей 3 законопроекта под публичной нефинансовой отчетностью понимается «совокупность сведений нефинансового характера и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи».

Предлагаемая формулировка является абстрактной, позволяющей предоставлять информацию либо в декларативном, либо в самовосхваляющем формате. Это объясняет отсутствие в проекте правовых и фактологических критериев достоверности отчетности, однако это не может считаться правильным для информации, которая является публичной.

Статьей 7 законопроекта предлагается опубликование указанной отчетности в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Но, согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 01.05.2019), принципами правового регулирования в сфере информации являются: установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления.

На взгляд Общественной палаты Кемеровской области, отсутствие в предлагаемом законопроекте критериев достоверности, ограничений раскрытия информации со ссылками на подзаконные акты Правительства РФ не приемлемо. Как показывает практика, подзаконные акты достойного законодательного уровня к срокам введения в действие законов не разрабатываются.

Почти все юридические лица, на которые предполагается распространить действия указанного закона, имеют свои сайты, где вся информация, указанная в статье 3 законопроекта, представлена. В связи с этим непонятно концептуальное отличие подхода, предлагаемого законопроектом, и существующего информационного позиционирования таких компаний.

В законопроекте отсутствуют самостоятельные правовые последствия невыполнения компаниями обязанности по предоставлению законодательно предусмотренной отчетности. Анализируя проект закона, можно сделать вывод об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Еще одним обстоятельством, требующим дополнительного исследования, является вопрос затрат федерального бюджета на опубликование информации в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц. Этот объем информации будет очень значительным.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, более прагматичное решение — отказаться от внесения такой информации в формате реестра и ее размещение на официальных сайтах компаний. Не следует также забывать о росте издержек для компаний, которые будут обязаны формировать информационный пул.

Выводы и предложения экспертов направлены в Общественную палату Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты Кемеровской области

Теги: Кемеровская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться