RSS Eng

19 марта, 2020

RSS

Печать

Как донести до подрастающего поколения правду о войне?

Новые форматы воспитательно-патриотической работы обсудили общественники Самарской области

Как донести до подрастающего поколения правду о войне?

На базе музея Боевой Славы МБОУ Школа № 100 г.о. Самара состоялось совместное выездное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности и комиссии по вопросам образования и науки.

В рамках мероприятия прошла фокус-сессия по обсуждению методических материалов для классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, разработанных министерством образования и науки Самарской области и Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также презентация образовательных проектов, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения и сохранение исторической памяти.

«В конце января состоялось расширенное заседание Общественной палаты, основной темой которого стала подготовка к мероприятиям Года памяти и славы в честь 75-летия Победы, — напомнил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности Павел Покровский. — В ходе заседания Герой Советского Союза, Почетный гражданин Самарской области Владимир Чудайкин озвучил предложения, касающиеся разработки памятки для учителей по проведению классных часов на тему истории Великой Отечественной войны и роли нашего региона в Великой Победе. Это предложения было поддержано на уровне руководства области. Сегодня мы предлагаем обсудить имеющиеся методические материалы, возможные варианты их использования в образовательно-воспитательном процессе. Общественная палата в этом смысле должна выполнить свою функцию одного из основных субъектов общественного контроля. Безусловно, мы, старшее поколение, понимаем, о чем нужно говорить детям. Но нужно определить, как это говорить, чтобы быть услышанными и правильно понятыми подрастающим поколением».

«Очень важно не просто знать историю, а понимать, что нам дают ее уроки. Современным детям мало просто преподать исторические факты. Все то, что мы когда-то воспринимали в школе как данность, сейчас порой не воспринимается детьми как единственная непреложная истина. Поэтому важно учить ребят критически осмысливать то, что преподносится как негативный или позитивный опыт. Методические разработки, которые сегодня представлены на обсуждение, прошли экспертный отбор. Это, в том числе, победители регионального этапа международного конкурса методических разработок „Уроки Победы“. Участниками этого конкурса от Самарской области стал 1281 педагог в 10 номинациях — серьезная команда; на федеральный этап вышли 33 педагога, — рассказала заместитель министра — руководитель департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Елена Пинская. — Хотели бы обсудить, какие из предложенных педагогами форматов работы с детьми реально работают, лучше воспринимаются учащимися».

Стоит отметить, что место для проведения выездного мероприятия двух профильных комиссий областной Общественной палаты было выбрано неслучайно. Музей Боевой Славы 33-й Холмско-Берлинской ордена Красного знамени, ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии школы № 100 г.о. Самара насчитывает более чем тридцатилетнюю историю и неоднократно становился победителем всероссийского конкурса школьных музеев.

Презентация экспозиции музея, его возможностей для патриотического воспитания школьников (к слову, ученики школы № 100 г.о. Самара во главе с методистом музея Виталием Гальчуком в течение многих лет участвуют в поисковом движении) стала живой иллюстрацией современных методических подходов к преподаванию уроков истории.

«Погружая детей в историю через конкретные события, через иллюстрацию, мы приближаем их к той ситуации, в том числе, к ситуации выбора, к ситуации принятия решения. И это учит. Такой музей — образовательное пространство, а не просто пространство для обзора. На воспитание гражданина заточена и поисковая работа», — подчеркнула Елена Пинская.

В ходе заседания были представлены различные форматы работы с учащимися в рамках тематики, посвященной Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Финалист международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в номинации «Лучший урок русского языка», учитель русского языка ГБНОУ Самарской области «Академия одаренных детей (Наяновой)» Ирбулат Таумов презентовал участникам заседания свой проект: урок литературы, посвященный творчеству молодых поэтов, не вернувшихся с войны.

«В институте повышения квалификации была проведена большая работа по анализу „уроков Победы“, которые были представлены на конкурс, и в результате этого комплексного анализа были выявлены те содержательные аспекты, на которые больше всего опираются педагоги при проведении таких уроков. Собрав этот опыт, мы разработали материалы для классного часа или урока, — в зависимости от того, как будет педагог использовать эти материалы, — для 10-11 классов „Идет война народная, священная война!“. Мы опробовали эту презентацию на заседании регионального учебно-методического объединения учителей истории, обществознания, экономики и права, в состав которого входят в первую очередь практики, и члены УМО высказались о том, что эти материалы необходимо использовать в образовательном процессе», — рассказал, в свою очередь, доцент кафедры исторического и социально-экономического образования, ГАУ ДО ПО Самарской области СИПКРО, кандидат исторических наук Андрей Белкин.

Совершенно новый формат воспитательно-патриотической работы предлагают авторы областного проекта «Внутри истории».

Проект «Внутри Истории» — общественная молодежная инициатива, идеей для которой послужила история молодого летчика, пилотировавшего в годы войны штурмовик Ил-2, потерпевший крушение на территории Самарской (Куйбышевской) области. Возможность с помощью технологий виртуальной реальности посмотреть на реалии жизни тылового региона глазами молодого летчика — пожалуй, самая впечатляющая составляющая проекта. Но это лишь часть интерактивной выставочной площадки.

Предполагается, что проект побывает во всех 37 муниципальных образованиях Самарской области, и на каждой территории он обретает свое особое звучание. Экспозиция всегда начинается с выставки, отражающей историю конкретного муниципального образования в годы Великой Отечественной войны. Далее демонстрация двадцатиминутного фильма о Куйбышеве (Самара) как запасной столице. Отдельная экспозиция представляет находки поисковиков, которые они сделали в 2016 году на территории Волжского муниципального района области, когда были найдены фрагменты самолета-штурмовик Ил-2 и останки погибшего летчика. Отдельная часть этой экспозиции — истории ребят, лично принимавших участие в поисковой работе.

Еще одна технологическая особенность выставки — экспозиция, представленная на ролл апах с использованием технологии дополненной реальности: с помощью бесплатного приложения, которое можно установить на телефон, картинки оживают и начинают звучать.

«Кроме того, в состав экспозиции входит тач стол: здесь можно смоделировать самолет Ил-2, ознакомиться с материалами интернет ресурсов „Победный май“ (рассказы о героях войны — жителях Самарской области), „Бессмертный полк“, „Энциклопедия подвига“, „Память народа“, фотохроникой куйбышевца Николая Финикова, прошедшего всю войну вместе с 21-й армией в качестве военкора, большим документальным архивом „Куйбышев — запасная столица“, — рассказала режиссер патриотического проекта „Внутри истории“ Елена Кахидзе. — Огромное достоинство этого проекта — использование технологии „равные равному“: экскурсии проводят сами дети, которые пропускают все через себя. На каждой территории проект находится семь дней, и все это время его сопровождает особая программа, включающая деловое, просветительское, культурное, добровольческое направления, которую готовят муниципалитеты. И здесь также очень важно самое непосредственное участие детей. Игровая ситуация, ситуация доверия порождает совершенно новые, очень хорошие результаты».

«Сегодня формы работы с детьми и молодежью претерпевают просто фантастические изменения. Новые технологии — мощный инструмент воздействия. Необходимо грамотно, правильно им пользоваться», — уверена Елена Пинская.

Члены Общественной палаты Самарской области поделились впечатлениями от представленных материалов и высказали свои предложения по развитию новых форматов работы с детьми в рамках Года памяти и славы.

По мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Сергея Иванова, особое значение имеют межпредметные связи, взаимодействие между учителями-предметниками, ведь речь не об одном уроке или классном часе, а о целой серии уроков.

«От созерцания к участию в процессе — ребята должны принимать самое непосредственное участие в этих уроках. При этом очень важно предложить педагогам использовать именно местный материал: встречи с героями-земляками, рассказы школьников о членах своей семьи — участниках войны, о личном участии в поисковой работе, посещение мемориалов и участие в их благоустройстве и пр.», — отметил Сергей Иванов.

Член областной Общественной палаты, муфтий Талип Яруллин еще раз обратил внимание на необходимость отражать роль представителей всех народов нашей многонациональной Родины в разгроме фашизма: «Дети — наше будущее, и многое зависит о том, как мы сумеем их воспитать. Здесь, кончено, важна позиция не только школы, но и родителей: уважение к старшему поколению, интерес к истории рода».

Член Общественной палаты, Президент Нотариальной Палаты Самарской области Галина Николаева передала музею Боевой Славы самарской школы № 100 специально подготовленный нотариальным сообществом к 75-летию Победы плакат «Куйбышев — запасная столица». Такой плакат будет размещен в каждой нотариальной конторе.

Там же могут быть размещены и другие материалы: Нотариальная Палата готова выступить в качестве партнерского ресурса органов образования, — заверила Галина Николаева.

Востребованным в образовательных организациях может оказаться и фильм, подготовленный к Юбилею Победы и рассказывающий о родственниках самарских нотариусов, ставших свидетелями самой страшной войны в истории человечества.

«Сегодня растет совершенно особое молодое поколение. Этим детям необходим интерактив. Было бы правильным подготовить и видео-версии уроков, учитывая окружающие нас реалии. И, конечно, на мой взгляд, очень важно, особенно для младших школьников, чтобы после участия в подобных мероприятиях, в столь значимых проектах, у ребят оставалась некая память — определенная веха в портфолио, свидетельство такого участия», — отметил Павел Покровский.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться