RSS

Блог

  • + +6 -

    07 мая, 2010

    Способен ли человек жить в гармонии с природой?

    Автор: Владимир Гутенёв, комментарии 8

    Нефтяное пятно размером с Бельгию приблизилось к побережью США, сообщают СМИ, а неконтролируемый выброс нефти в океан продолжается…

    Беспрецедентная техногенная катастрофа с нефтедобывающей платформой British Petroleum в Мексиканском заливе по масштабам и последствиям вполне сопоставима с Чернобылем. И она, вновь ставит перед человечеством целый спектр вопросов о взаимодействии человека и природы. 

    Начиная от конкретных экологических, технологических, финансовых до вопросов мировоззренческого уровня: где предел той безудержной эксплуатации природных ресурсов, на которой строится потребительская цивилизация? Способен ли человек в принципе жить в гармонии с природой? Выдержит ли хрупкая экосфера Земли усиливающееся антропогенное давление?

    Мы видим, что уже сама природа как будто предупреждает нас нарастающим масштабом и интенсивностью стихийных бедствий: землетрясений, цунами, извержений вулканов. Мы уже ощущаем на себе последствия нашего неуважения к природе в виде глобального потепления, озоновых дыр, участившихся погодных аномалий… Но судя по всему инстинкт самосохранения у человечества пока срабатывает не вполне.

    Обращает на себя внимание и технологический аспект катастрофы. Известно, что добыча нефти — очень рисковое занятие для окружающей среды. Но в данном случае сошлось несколько факторов, повышавших вероятность происшествия. Во-первых. Бурение велось на глубине 1,5 км. Точных данных о том, как ведет себя нефть на таких глубинах, практически нет. Во-вторых. Платформа была не стационарная, а плавучая, что опаснее. И, наконец. Скважина не была снабжена аварийным клапаном глушения с дистанционным приводом. Как такое могла допустить ВР-фирма, которая всегда подчеркивала свое технологическое лидерство в области нефтедобычи? К этому следует добавить, что и США оказались не готовы к эффективной борьбе с экологическим бедствием.

    Очевидно, что эти вопросы актуальны и для России, экономика которой пока ориентирована на сырьедобывающие отрасли. Причем особую остроту приобретает проблема техногенных катастроф. По мнению многих аналитиков, деградация инфраструктуры уже подошла к тому пределу, который резко повышает вероятность техногенных происшествий и даже катастроф, как это уже было с Саяно-Шушенской ГЭС.

    Поэтому проблемы инфраструктурного и технологического перевооружения, разумного природопользования и экологической безопасности постоянно должны быть в центре внимания государства и общества. Это особенно важно сейчас, когда страна приступает к реализации курса на модернизацию и инновационное развитие. Подчеркну, что Общественная палата РФ, понимая важность проблемы, уделяет ей особое внимание. Так, Межкомиссионная рабочая группа ОП РФ по вопросам модернизации промышленности 13 мая проводит слушания, на которых будут рассмотрены вопросы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений с применением новых технологий в период весенних паводков на примере Саяно-Шушенской ГЭС.

    В завершение выполняю обещание высказать свое мнение по проблемам участия институтов гражданского общества в модернизации, которые обсуждались на недавнем Пленарном заседании Общественной палаты РФ. Отправляю читателя к рубрике «Последние обновления», где опубликовано мое интервью на эту тему Вестнику Общественной палаты.

    Рубрика: Экология

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (8)

  • 07.05.2010 15:29:50

    Матфей ????????

    О технологическом аспекте. Говорить о том, что трагедия произошла потому, что бурение велось на глубине 1,5 км – несколько непрофессионально. Есть примеры и более глубоких скважин, до 2 километров. Такие платформы стоят возле берегов Африки и успешно работают. К тому же, на такой глубине платформа не может быть стационарной! Крепить ее просто-напросто не к чему. Поэтому на плавучих платформах есть специальное очень сложное оборудование, насосы, выравнивающие их над уровнем моря. В Мексиканском заливе, скорее всего, сыграла роль  трагическая совокупность факторов, каждый из которых в отдельности не имеет разрушительного воздействия. Такие техногенные катастрофы, как правило, становятся вехами, рубежами, заставляющими людей разрабатывать  и внедрять еще более серьезные степени промышленной защиты.

    Ответить

  • 08.05.2010 10:35:00

    Костромин ????????

    Катастрофа в Мексиканском заливе стала реальным доказательством того, что  человечество еще не научилось в достаточной степени безопасно добывать природные ресурсы, как бы много не говорилось нефтяными гигантами об обратном. Особенно это касается скважин, пробуренных на большой глубине, где просто необходимы дополнительные меры безопасности. Сама по себе глубина уже создает большой риск, ведь в случае аварии, что и произошло в Мексиканском заливе, ликвидация ее превращается в колоссальную проблему. Получается, платформу построили, а случай подобной аварии не предусмотрели. Все это – серьезный повод задуматься о том, что назрела необходимость пересмотреть всевозможные риски, связанные с оборудованием, использованием техники при добыче нефти и предпринять дополнительные меры безопасности. Лучше лишний раз перестраховаться, чем пожинать горькие плоды экологических катастроф.  

    Ответить

  • 08.05.2010 14:01:20

    ?????? ?? ??????????

    Не всякий человек,способен жить в гармонии с природой.Есть такие гуманоиды,у которых на уме алчность денег,алчность власти,сами ходят они в белых рубашках с галстуками,но вся их деятельность грязная и лживая и отвратительная к природе и Русскому человеку

    Ответить

  • 08.05.2010 15:46:45

    Лексина ???????

    А ведь примеры успешного строительства и безопасного функционирования морских нефтедобывающих платформ существуют! И далеко за ними ходить не надо. Совсем недавно наш премьер побывал на открытии одной из таких платформ – на Каспии. В Астрахани практически «с нуля» была создана новая отрасль - строительство морских платформ. Причем, сложнейшее инженерное оборудование для нее было разработано и произведено отечественными предприятиями. Здесь особый респект «Лукойлу», ведь могли заказы сделать и за рубежом Well  При бурении скважин впервые была применена технология «нулевого сброса». Это означает полный запрет на сброс в морскую среду всех видов отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Понятно, что море – не океан, и при разливе локализовать нефтяное пятно там намного проще. Но все же верится, что с учетом прежних ошибок, до этого вообще дело не дойдет Well

    Ответить

  • 09.05.2010 09:40:45

    Варяг

    Сравнивать катастрофу в Мексиканском заливе и на Саяно-Шушенской ГЭС не совсем корректно. Да, обе они носят техногенный характер. Однако, первопричина у этих катастроф совершенно разная. Если на СШГЭС рвануло, потому что оборудование было старым и изношенным до предела, то в случае с платформой решающими стали совсем другие факторы, но уж никак не старые трубы. Роднит такие катастрофы их трагические последствия. Наша задача – учитывать этот опыт и не повторять ошибок. Причем, с проблемой устаревшего оборудования справиться намного сложнее.  А, судя по всему, в нашем отечестве именно эта проблема и является основной.

    Ответить

  • 09.05.2010 18:33:18

    wildkat

    Да, в общем-то человек и жил в гармонии с природой на протяжении многих тысячелетий пока.... не появилась госвласть.
    http://tesserant.ru/

    Ответить

  • 10.05.2010 15:31:16

    Марк ????????

    Доводилось по долгу службы не раз бывать в отечественном нефтеналивном порту. Поражал масштаб мер безопасности, которые предпринимаются для предотвращения разливов нефти. На вопросы экологии там средств явно не жалеют. Кроме того, постоянно проводятся учения, на которых персонал до автоматизма отрабатывает навыки устранения последствий возможной  аварии, вариантом которой может стать и теракт. Слава Богу,  никаких аварий там не было. Но, как известно, где тонко, там рвется. А порвалось не у нас, а в США. Если бы береговые службы в Америки были  готовы к разливу, если бы в ВР заранее просчитали вероятность подобной аварии, последствия могли быть не столь катастрофичными.  

    Ответить

  • 19.05.2010 20:07:05

    коренной ???????

    Горы мусора увидел!!?

    Думаем,думаем и ничто не решаем.Одна болтовня.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию