RSS

Блог

  • + 0 -

    11 марта, 2015

    Вопрос об эффективности последних изменений антикоррупционного и уголовного законодательства пока остается открытым

    Автор: Владимир Винницкий, комментариев нет

    Стоит признать, что в настоящее время российский законодатель достаточно активно корректирует антикоррупционное законодательство. Так, с момента принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» (2011 год) его положения подвергались существенным изменениям около 8 раз. Интенсивно меняется и Уголовный кодекс РФ в части ответственности за совершение коррупционных преступлений. За последние годы в среднем ежегодно в Уголовный кодекс РФ вносилось около 25 существенных изменений, многие из которых касались составов преступлений, связанных с коррупционными деяниями.

    Однако вопрос об эффективности последних изменений антикоррупционного и уголовного законодательства пока остается открытым.

    В целом, если брать результаты мониторинга состояния и эффективности противодействия коррупции, то количество выявленных и раскрытых коррупционных преступлений, а также количество привлекаемых за их совершение виновных лиц остается неизменным либо незначительно увеличивается.

    Кроме того, несмотря на заметную активизацию выявления и раскрытия коррупционных преступлений за последние годы, стоит отметить существенное увеличение количества лиц, совершивших такие преступления в должности сотрудников правоохранительных органов (в том числе органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы).

    Таким образом, последние инициативы законодателя в области борьбы с коррупцией не привели к заметному улучшению ситуации, коренным образом ее не изменили в положительную сторону.

    В свете изложенного выглядит нелогичным гуманизация наказаний за взяточничество. Так, 25 февраля 2015 г. Госдума приняла в третьем чтении закон, в соответствии с которым снижаются размеры штрафов за совершение преступлений «Дача взятки» и «Получение взятки» (см. законопроект № 664950-6).

    Вместе с тем выдвигаются предложения и об ужесточении санкций за коррупционные преступления. К примеру, весьма активно обсуждается возможность введения ответственности для лиц, совершивших коррупционные преступления, от 10 до 25 лет лишения свободы. Однако данная инициатива выглядит сомнительной, поскольку неизбежно повлечет изменение статьи 56 Уголовного кодекс РФ, предусматривающей предельный срок лишения свободы 20 лет (за исключением случаев полного или частичного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений). Даже если предположить такое развитие событий, то придется пересмотреть всю систему санкций в статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ.

    Подобных непродуманных шагов в рамках реформирования уголовного законодательства очень много. Очевидно, что законодатель забыл о существовании Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации, которая обозначила четкие ориентиры развития уголовного законодательства, в числе которых – обеспечение системного подхода и последовательной дифференциации уголовной ответственности при установлении санкций статей Особенной части Уголовного кодекса РФ.

    Таким образом, дальнейшее совершенствование антикоррупционного и уголовного законодательства должно быть сведено к более стройному, логичному и поэтапному процессу, исключая хаотичные и популистские решения.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию