RSS

Блог

  • + 0 -

    30 июля, 2018

    Крещение Руси — смелая государственная реформа, имевшая далеко идущие последствия

    Автор: Александр Ткаченко, комментариев нет

    День Крещения Руси — величайший праздник! Христианство сыграло ключевую роль в становлении российской государственности и сформировало национальное сознание.

    Христианство привнесло изменения не только на уровне государства или внешней/внутренней политики. Самые важные изменения произошли в душах людей, в культуре, или, говоря современным языком, в нашем менталитете. С крещением меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. С принятием христианства зло в обществе никуда не исчезло, но оно перестало быть дозволенным и допустимым. Церковь создавала в нашем обществе представление об ответственности каждого за судьбу страны, разрабатывала первые благотворительные программы и вела огромную просветительскую и социальную работу среди тех, кому нужна была помощь. Именно религиозный выбор русского правителя определил в нашем менталитете ценности милосердия, благотворительности, жертвенности, которые помогли нам выстоять во всех испытаниях, щедро отмеренных России на протяжении ее многовековой истории. Выбор, сделанный в Х веке, стал для нас не просто выбором религии, но и определил на века уклад жизни, культуру, общественные отношения, сформировал цивилизационный код, позволяющий людям разных религий, взглядов и национальностей жить вместе на одной территории и стать единым народом.

    Период в истории, который мы сейчас привычно обозначаем «Крещение Руси», ни в коем случае нельзя рассматривать только как событие одной религии. Понимание этого события только как религиозного — это слишком узко, ограниченно и даже неправильно.

    1030 лет назад древнерусское общество очень нуждалось в преобразованиях, и князь Владимир инициировал величайшие изменения в жизни страны, которые коснулись всех без исключения сфер жизни и повлияли на жизнь каждого человека. Говоря современными терминами, в конце Х века была осуществлена смелая государственная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

    Нашим современникам, может быть, затруднительно понять глубинный смысл и значение этого события и невозможно в полной мере оценить сложность, противоречивость и «революционность» тех сдвигов в общественном сознании и устройстве, которые были инициированы князем Владимиром 1030 лет назад.

    В английском есть такое слово baseline — это исходная точка, от которой отсчитывают все достижения и с которой сравнивают все последующие изменения. На мой взгляд, все последующие реформы, включая преобразования Петра I, переворот 1917 года и даже перестройку было бы правильно сравнивать с реформами князя Владимира.

    Поясню, почему это так важно.

    Мы все знаем, что с крещением Руси началось стремительное развитие страны, и это позволило Руси вскоре встать вровень с развитыми феодальными монархиями того времени. Даже простое перечисление основных результатов реформы показывает, насколько масштабным был замысел, какие сферы общественной жизни были затронуты и насколько грандиозной была реформаторская деятельность:

    - Русь объединилась в единое раннефеодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией. Исчезло старое давление по племенным признакам. Получила окончательное государственное оформление единая древнерусская народность, из которой позже вышли русские, украинцы, белорусы.

    - Реформы государственные подкреплялись изменениями в культуре, идеологии и философии. Новая христианская философия придала древнерусскому искусству своеобразные и неповторимые черты. И если первые каменные храмы строили, украшали мозаикой и расписывали фресками приглашенные из Византии мастера, рядом с ними работали русские, которые быстро учились новому мастерству. Уже следующее поколение мастеров на Руси будет возводить сложные сооружения, почти не прибегая к помощи иностранцев. Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя».

    - Реформы повлияли и на распространение грамотности, развитие наук. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для Церкви и общества. Православные церкви и монастыри стали в те времена первыми «ресурсными центрами», развивавшими первые просветительские, социальные и благотворительные проекты.

    - Организуются школы для детей высшего сословия (потом этим методом будет пользоваться и Петр), которых потом князь отправляет учиться за рубеж. Вводится летописание.

    - Реформы обеспечили экономический взлет. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету.

    - Укрепилось и международное положение Руси. Русь становилась «ведома и слышима... всеми концы земли».

    При этом такие глубинные преобразования были инициированы руководством страны, которое старательно не допускало иностранного влияния. Не византийские советники «командовали» Владимиром, а наоборот. Задумайтесь об одном удивительном историческом факте. Летописи почти ничего не сообщают о Владимире после его крещения. Историки объясняют это тем, что их писали приехавшие византийцы, которые, безусловно, хотели видеть иные результаты крещения страны. Владимир не соглашался с византийцами, когда их советы были полезны только Константинополю и расходились с нуждами Киева. Согласитесь, этот урок князя Владимира актуален для любого нынешнего политика.

    Мне искренне жаль, когда я вижу, что с обывательской точки зрения этот праздник иногда воспринимается так же, как в свое время очередная годовщина Октябрьской революции — просто как набор мероприятий.

    Как протоиерей Русской православной церкви я рассматриваю события как явное вмешательство Божие в жизнь русского народа. И неспроста празднование тысячелетия Крещения Руси стало поворотной точкой в русской истории ХХ века: общество повернулось лицом к Церкви и началось возрождение православия в России.

    Как руководитель Комиссии Общественной палаты по благотворительности и руководитель первого в России детского хосписа я считаю этот праздник отличным поводом для всех нас задуматься, в каком обществе мы живем и в каком хотим жить. Несмотря на то что на протяжении десяти веков христианство проповедует доброту, сострадание, милосердие, любовь к ближнему, перед нами стоит еще очень много проблем. Нас всех не устраивает отношение к людям в здравоохранении, недостаточными кажутся меры социальной поддержки, раздражает недоброжелательное отношение в транспорте и так далее. Да, медицина у нас зачастую совсем не добрая, не милосердная. Но изменения нужны не в отдельно взятой структуре, а в менталитете общества в целом и каждого из нас. Реформы начинаются в головах и сердцах, и только потом исправляется системная ошибка в системе оказания услуг, будь то медицина, или социальная помощь, или пенсионное обеспечение. Менять-то нужно не какую-то часть общества, а отношение к человеку в целом! Работать над этим нужно нам — священникам, философам, поэтам, профессионалам социальной сферы, практикам от благотворительности и каждому человеку, живущему в России. Ведь мы все являемся наследниками тех, кто десять веков назад совершил величайшую реформу и вывел свою страну на высочайший уровень практически в каждой сфере общественной жизни.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию