RSS

Блог

  • + 0 -

    18 июля

    Нельзя допускать исчезновения языков

    Автор: Людмила Дудова, комментариев нет

    Приняла участие в работе международной конференции «Сохранение языков народов мира и развитие языкового многообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика», проходившей с 30 июня по 5 июля в столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске.

    Конференция состоялась в рамках Года родных языков коренных и малочисленных народов мира, объявленного ЮНЕСКО, и была организована Правительством Республики Саха (Якутия), Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, кафедрой ЮНЕСКО «Языковые технологии для сохранения и развития языкового многообразия».

    В мероприятии приняли участие представители 65 стран мира и регионов России, что может служить лучшим подтверждением актуальности проблемы сохранения языкового многообразия в мире, его присутствия в киберпространстве.

    В центре внимания участников этого очень представительного форума были вопросы языковой политики и глобализации, сохранения языков и их изучения на всех уровнях образования, развития языковых ресурсов, состояния и перспектив многоязычия в Российской Федерации, связи языков и развития коммуникаций; отдельная секция была посвящена циркумполярным языкам в России, общественным движениям и их роли в реализации языковой политики, отношениям языков и медиа.

    Я выступила на секции «Языки в образовании» с докладом об изучении родных языков в системе общего образования. Этот вопрос сегодня очень актуален для российской системы дошкольного и школьного образования, так как в настоящее время существует запрос на изучение в системе общего образования 81 языка народов России. В настоящее время 53 языка изучаются в российских общеобразовательных организациях, в системе основного и дополнительного образования.

    Обратив внимание в своем докладе на то, что родные языки в России изучались на разных ступенях образования начиная с 18 века, отмечу, что это свидетельствует о сложившейся традиции и большом опыте преподавания родных языков народов России, наличии методических школ обучения на родных языках в нашей стране.

    Считаю, что неплохо бы не только учитывать, но развивать с учетом вызовов времени и активного развития современных образовательных технологий этот опыт, используя как традиционные, так и дистанционные технологии.

    Примером того, что изучение родных языков, в том числе и языков коренных и малочисленных народов России, находится не на периферии образовательной политики и практики в нашей стране, свидетельствует выделение в федеральных государственных образовательных стандартах для школы отдельной образовательной области «Родной язык. Родная литература», внесение в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поправки о соблюдении принципа добровольного выбора родного языка как языка обучения и изучения, создание по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина Фонда сохранения и изучения родных языков народов России.

    Именно этому фонду переданы полномочия создания современного учебно-методического сопровождения и учебников для школ, в которых изучаются родные языки народов России. Я обратила внимание и на необходимость скорейшей разработки концепции преподавания родных языков и родных литератур.

    Концепция позволит создать современные учебники, написанные на основе самых последних научных исследований родных языков народов России и достижений современной методической науки.

    Особое внимание я обратила на проблемы подготовки педагогических кадров для школ, в которых ведется изучение родных языков, развитие форм работы с носителями родных языков, которые бы мотивировали молодежь на их изучение. Чтобы не допустить исчезновения языков, нужно использовать весь накопленный опыт педагогической и лингвистической науки, большие возможности киберпространства.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию