RSS Eng

19 августа, 2016

RSS

Печать

1 сентября в России вступает в силу госстандарт инклюзивного образования

1 сентября вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанный Минобрнауки. В этом году по нему начнут учиться первоклассники. Лишь каждая пятая школа в России оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее>>

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Екатерина Курбангалеева

19.08.2016 15:12

Екатерина Курбангалеева

«Безусловно, школы не готовы к внедрению ФГОСа для детей с ОВЗ. «Доступная среда» - это только надводная часть айсберга, хотя и с ней все очень неблагополучно.

АНО «НИЦ «Особое мнение», которое я возглавляю, при поддержке нашей Комиссии по социальной политике ОП РФ на средства президентского гранта проводит мониторинг доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (в исследовании участвуют более 150 вузов страны). Но даже в вузах, которых на порядок меньше, чем школ, в большинстве случаев не реализована или реализована лишь частично доступная среда. Даже банальные пандусы, если они вообще имеются, могут быть установлены не под тем углом, колея пандуса может не совпадать с колеей коляски, могут отсутствовать поручни и т.п. Не везде можно даже решить вопрос с установкой таких приспособлений с учетом огромного количества необходимых согласований с надзорными инстанциями.

Отдельной и большой проблемой являются отсутствие специалистов-тьюторов для сопровождения и обучения детей. Те немногие, которые еще оставались, после повального закрытия коррекционных школ ушли из профессии. Специализированных программ обучения по различных типам нозологий и специальных устройств (для слабослышащих и слабовидящих) даже в подавляющем большинстве вузов нет, не то, что в школах. Сами устройства могут стоить неподъемных денег для школ. Например, только специальная клавиатура для слабовидящих стоит около полумиллиона рублей, а брайлевский учебник – четверть миллиона.

В школах нет средств для адаптации и отдыха детей с ОВЗ. Они тратят больше сил на усвоение материала, и отдых им просто необходим. Обучение в обычном классе – стресс для таких деток, а у обычных детей при совместном обучении с ними может ухудшиться скорость и качество усвоения материала, ведь учителя, не имеющие практики и навыков работы с особыми детьми, будут обязаны ориентироваться на них.

Психологический климат в отсутствии штатного психолога и загруженности педсостава тоже, с большой долей вероятности, будет тяжел для детей с ОВЗ.

Конечно, надо с чего-то начинать и надо двигаться в направлении социализации детей с ОВЗ. Но все-таки для решений и внедрения ФГОСа нужна более подготовленная и образовательная, и инфраструктурная среда. Например, многие эксперты говорят о возможности создания единых (муниципальных или региональных) центров адаптации, где можно взять в аренду специализированные устройства и учебники для детей с ОВЗ по разным типам нозологий, съемные пандусы, нанять сертифицированных специалистов по установке специального оборудования, тьюторов, психологов, чтобы каждая школа не оставалась наедине с решением таких проблем. Это и улучшит качество обучения, и сэкономит бюджетные средства, и, наконец, поможет выполнять ФГОС».

Андрей Царёв

19.08.2016 12:15

Андрей Царёв

«Тема инклюзивного образования волнует многих родителей. Изначально было много желающих предоставлять своим детям с особенностями развития инклюзивное образование, но потом столкнулись с проблемой, что многие общеобразовательные школы не готовы принять «особенных» детей. Не хватает специального оборудования, тьютеров - обученных специалистов, занимающихся сопровождением таких учеников и т.д.

Следует говорить о том, что должен быть баланс инклюзивного и корректирующего образования. Этот баланс предусмотрен в федеральном государственном образовательном стандарте, он предусматривает создание безбарьерной среды как в обычных школах, так и в специализированных образовательных учреждениях. Очень важно чтобы дети могли обучаться по месту жительства, особенно это актуально для малых городов и сел, где отсутствуют организации, занимающиеся образованием для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Местные органы власти, гражданское сообщество задумывались о том, как создать условия для образования таких детей в обычных школах, т.к. для это нужны определенные затраты».
 

Диана Гурцкая

19.08.2016 11:50

Диана Гурцкая

«К сожалению, надо признать, что общество не готово к инклюзивному образованию. Часто родители "здоровых" детей задают достаточно циничный вопрос родителям детей с ограничениями: "А что Ваш ребенок может дать нашим детям?" Не понимая, что он способен дать самое главное, - научить их быть добрее.

В июне текущего года Правительством России утвержден комплексный план по инклюзивному образованию. Отрадно, что инициатива Общественной палаты РФ по введению уроков доброты (уроков понимания инвалидности) нашла в нем свое отражение».
 

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии

  • Иван Степанов

    + развернуть

    31.01.2017 01:29

    Иван Степанов

    Ладно в школах, так это инклюзивное образование срочно вводях в вузах через обязаловку для преподавателей. А это значит, что нужно под это все программы писать. Больше 15 лет в вузе отработал, к инклюзивному образованию никогда отношения не имел и не собираюсь и таких программ писать не намерен! Вел несколько лет назад вечерников, там мама привозила такого инклюзивного на коляске (а тогда никакого инклюзива не было - просто такого взяли на обучение!). Ему говоришь - он в потолок уставится и слюни пускает, за семестр вообще вразумительного слова от него не услышал. Другой препод подходит - мало, что такого взяли - и что теперь с ним делать?! Ну если это уже 2й курс, значит все кто учили на первом его пропустили! Короче все контрольные и домашние решала мама, устно я даже не спрашивал. Поставил по сути маме минимальную проходную оценку.
    Хорошо в 2018 году у меня трудовой договор заканчивается и я лично с работой в системе высшего образования завязываю! Я готовил десятки инженеров и магистров и несколько кандидатов наук, а этой специфики мне лично не надо.. ПОПУТАЛИ там в министрестве образования РФ задачки - подготовить квалифицированные профессиональные кадры и помочь инклюзивным людям в получении дополнительного образования!Мне не важно - с палочкой, на коляске или на носилках, но моя схема обучения - для тех кто способен воспринять, кто не способен - не ко мне!

Актуальный комментарий

Глав госучреждений обяжут принимать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья

  • Галина Горбатых

    18.08.2017

    Галина
    Горбатых

    «Это важно для воспитания нашего общества в отношении людей с ограниченными возможностями. И сами они, несомненно, будут чувствовать себя востребованными»

Минобороны создало самостоятельную кинологическую службу

  • Михаил Аничкин

    18.08.2017

    Михаил
    Аничкин

    «Хотелось бы видеть эффективную структуру, куда будут собраны действительно уникальные специалисты, которые у нас, слава Богу, еще остались в этой области»

Теракты в Испании

  • Сергей Орджоникидзе

    18.08.2017

    Сергей
    Орджоникидзе

    «Спецслужбы атакуемых стран явно не готовы к серьезной борьбе с террористами, но при этом и не желают объединять усилия с другими государствами»

  • Елена Сутормина

    18.08.2017

    Елена
    Сутормина

    «Пора отодвинуть всяческие надуманные политические препоны и сражаться вместе против этой угрозы третьего тысячелетия»

  • Сергей Гончаров

    18.08.2017

    Сергей
    Гончаров

    «Пока агентурная работа спецслужб не будет поставлена на очень высокий уровень, это все будет продолжаться»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться