RSS Eng

15 февраля, 2017

RSS

Печать

Володин предложил провести в Госдуме слушания по инвестиционным нишам для регионов РФ

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил провести на думской площадке слушания по поводу инвестиционных ниш для регионов России. «Нам надо даже по поводу инвестиционных ниш отдельно провести слушания и пригласить туда и «Опору России», и «Деловую Россию», и регионы», - сказал спикер в ходе визита в казанский технопарк в сфере высоких технологий «IT-парк».

По словам Володина, данная тема интересна тем, что она дает сразу спектр ниш для региона, благодаря которому начинающий бизнесмен будет понимать, какая из них востребована в конкретном субъекте РФ.

Подробнее>>

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Валентин Агарков

15.02.2017 18:46

Валентин Агарков

«Как известно, Президентом РФ поставлена задача о существенном увеличении темпов экономического роста. Соответственно, решение этой задачи невозможно без существенного роста малого и среднего предпринимательства. Только государственный и крупный бизнес такой рост не обеспечат. Более того, задачу Президента об увеличении доли МСП в экономике никто не отменял.

Предложение о формировании комплекса данных по предпочтительной инвестиционной активности для каждого региона, озвученное председателем ГД Вячеславом Володиным как «инвестиционные ниши», является достаточно конструктивным и своевременным. Действительно, чтобы среда МСП увеличивалась в качественном и количественном выражении, необходимо создавать условия как для диверсификации и развития уже существующего бизнеса, так и для создания новых проектов посредством увеличения экономической активности населения.

Формирование информационных массивов, посвященных наиболее актуальным и востребованным видам предпринимательской деятельности, в привязке к конкретному региону существенно усилит инструментарий развития МСП. Следует не только описать эти «ниши», но и сформировать «дорожную карту», вписав ее, к примеру, в стратегический план развития экономики, либо увязать с отраслевыми планами развития соответствующих федеральных органов, где не только указать на актуальность и востребованность, но еще и сориентировать инвесторов, банковский сектор, а также систему поддержки МСП на развитие этих отраслей.

По эффективности банковской системы и ее способности кредитовать реальную экономику Россия является явным аутсайдером международных рейтингов. Очевидно, что современная банковская система не вполне способна решать задачи экономической модернизации страны. Иностранные инвестиции в банковский сектор и в экономику не поступают в необходимом количестве. В качестве альтернативы и дополнения видится возможность создания инвестиционных площадок для привлечения средств населения. Такие площадки обязательно должны быть с государственным управлением или специальным регулированием.

Такой подход может привлечь неработающие сбережения населения, а также иные внутренние ресурсы страны к более активному участию в экономике страны. Чтобы сбережения граждан стали реальным катализатором роста внутреннего рынка, необходимо не только, чтобы миллионы людей пришли на рынок, но и чтобы подавляющее большинство из них реально поверили в потенциал долгосрочных инвестиций. Такое на данный момент возможно только при участии государства как гаранта между инвестором и оператором проекта.

Необходимо учитывать не только сугубо региональные инвестиционные направления, но и востребованные бизнес-модели, актуальные для нескольких регионов одновременно. К примеру, сфера туризма имеет перспективы в нашей стране по ряду причин. Во-первых, слабый уровень развития туристической инфраструктуры, внутреннего туризма и, соответственно, туризма въездного. Учитывая огромный потенциал страны на данном направлении, нельзя говорить о развитии туризма в отдельно взятом регионе. Представляется необходимым создать отраслевую межрегиональную «дорожную карту» по развитию туристической отрасли. Данная задача является настолько масштабной, что необходимо применение проектного подхода на уровне Правительства, а также концентрации всех имеющихся ресурсов и сил для реализации данной задачи. Также следует разработать единую комплексную «дорожную карту» по развитию туризма и привязать ее к тем регионам и местностям, где вполне возможен такой рост.

Например, в 2016 году Комиссия ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса рассматривала возможность создания единого туристического кластера, распространенного на несколько южных регионов страны, условно мы его обозначали Волго-Донским туристическим кластером, куда могли бы войти Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, а также другие регионы по желанию. Современные туристические технологии необходимо применять не только в морских регионах страны, но и в речных. Речной отдых не менее популярен, чем морской.

В данном аспекте Волго-Ахтубинская пойма, Волго-Донской канал, река Дон, а также имеющиеся в регионе водохранилища, которые находятся в фактической близости от федеральных транспортных артерий (речных, авиа-, ж/д и автодорог), являются перспективными для развития туристического бизнеса.

Развитие данного проекта упирается лишь в комплексное развитие инфраструктуры, где инвестиционная привлекательность данного бизнеса могла быть существенно увеличена за счет системного подхода региональных властей к данному вопросу. Региональным властям необходимо в соответствии со своей ролью и полномочиями создать комфортную инвестиционную среду, также необходимо подтянуть до необходимого уровня логистическую инфраструктуру.

Таким образом, инвестору власть должна предложить не просто обозначение того, что в регионе неплохо бы заняться туризмом, а совершенно конкретно при взаимодействии с профильными бизнес-объединениями сформировать готовые площадки для создания туристического бизнеса, то есть площадки для туристических баз, отелей, яхт-клубов, ресторанов и прочего. Их развитие могло бы совпадать с реконструкцией отдельных населенных пунктов, территорий, уже освоенных в туристическом плане, но не дотягивающих по уровню сервиса.

Например, в Волгоградской области на берегах Волги, Дона и Ахтубы, а также водохранилищ имеется свыше ста туристических баз, однако только пара десятков из них, в принципе, может соответствовать современному уровню комфорта и сервиса. Кроме того, большое количество туристических объектов вообще никак не интегрированы в инструменты привлечения туристов и имеют большие проблемы с инфраструктурой. Применение проектного подхода могло бы не только привести в порядок и усилить существующий туристический бизнес, но и лечь в основу существенного увеличения туристических объектов. Ровно такие же методы могут быть применены и в других отраслях.

К примеру, долго обсуждается возможность так называемого экспорта медицинских услуг, которые можно просто описать как создание медицинских учреждений мирового уровня с сопутствующей инфраструктурой в целях предоставления медицинских услуг для иностранцев. Эта задача также похожа на развитие туризма и может затрагивать целый ряд регионов. Четкая и конструктивная позиция Минздрава, а также других заинтересованных ведомств в развитии данной отрасли могла бы существенно увеличить приток инвестиций и активизацию экономической активности населения на данном направлении. Речь в данном ключе может идти и о создании так называемых медицинских кластеров, инвестиционных площадок для создания медицинских учреждений и сопутствующих им объектов.

Кроме прочего, в современной ситуации следует констатировать тот факт, что рост любой региональной экономики зависит не только от наличия возможности экспорта высокотехнологичной продукции, но и от насыщенности внутреннего рынка товарами повседневного спроса, товарами широкого потребления собственного производства. При этом такие товары могут и не входить в сферу высоких технологий, в данном контексте речь идет об одежде, легкой промышленности в целом, несложной, прямо скажем, обычной бытовой техники, продуктов питания, мебели и прочего.

Степень возможности насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными и качественными товарами повседневного спроса и широкого потребления сможет обеспечить мультипликативный эффект в росте количества рабочих мест, покупательской способности населения, уменьшения зависимости от внешней конъюнктуры и так далее. Кроме того, транспортная инфраструктура страны позволяет для иных групп товаров обеспечить концентрацию производственных сил в отдельных регионах, где бы формировалась исключительно высокая компетенция, эффективность труда и большие производственные мощности в целях обеспечения всего внутреннего рынка товарами.

И в этом смысле предложение спикера Государственной Думы, доведенное до уровня «дорожных карт», долгосрочных целевых программ, проектных офисов и создания специальных инвестиционных инструментов, выпадающих за рамки обычных кредитно-финансовых продуктов, может стать основой для относительно непродолжительного по времени, но очень мощного прорыва в вопросах новой индустриализации, импортозамещения, увеличения доли МСП в ВВП страны и решении иных задач, озвученных руководством России».

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться