RSS Eng

15 декабря, 2010

RSS

Печать

Как бороться за экологию?

Что сегодня делается в области охраны окружающей среды? Насколько российское экологическое законодательство приближено к европейскому? Есть ли в нашей стране общественный экологический контроль и экологическое образование? На эти и многие другие вопросы пытались найти ответы члены ОПРФ, эксперты и представители региональных экологических общественных объединений из 57 регионов — участники семинара-практикума, который 15-16 декабря проходил в ОП.

«Основная задача экологов сегодня — сбережение здоровья населения, т.к. качество и продолжительность жизни людей напрямую зависят от того, какую они пьют воду, какую едят пищу. Если наша модернизационная экономика будет экологичной, это станет существенным вкладом в здоровье населения, — отметил руководитель Межкомиссионной рабочей группы по вопросам модернизации промышленности Владимир Гутенёв, — Общественная палата одной из первых почувствовала актуальность этой темы и, думаю, она будет развивать ее и дальше».

«После того как обращения граждан в Общественную палату увеличились за год более чем в три раза, Совет ОП принял решение об открытии „горячей линии“ по проблемам экологии. С момента начала ее работы в июле этого года, поступило более 700 звонков», — рассказал руководитель «горячей линией ОП по экологии» Олег Сольский.

По его словам, в основном граждане жаловались на выбросы промышленных предприятий. «В списке ОП их уже более 50 и по всем обращениям ведутся проверки», — отметил он.

О работе с жалобами, поступающими на «горячую линию», и борьбе за более высокий статус экологического контроля рассказала эксперт по экологическому праву ОП РФ Ольга Разбаш: «Например, из звонков граждан на „горячую линию“ Общественной палаты стало известно, что многие предприятия при возведении новых цехов нарушают границы санитарно-защитных зон. Во многих городах, где размещены градообразующие предприятия, жилой сектор находится слишком близко к этим заводам. Порой жилые кварталы или социальные объекты, такие как детские сады, школы, детские поликлиники находятся непосредственно в санитарно-защитной зоне».

По словам эксперта, зачастую вопрос об отселении людей не терпит промедления. В качестве примера она привела район в г. Ревда, расположенный в непосредственной близости к Среднеуральскому медеплавильномузаводу, где в пробах почвы концентрация меди составляет сотни ПДК, свинца — десятки ПДК.

«Практически в каждом случае отмечается систематическое нарушение правил водопользования и охраны водных объектов. Кроме того, нарушается российское законодательство и в области обращения с отходами производства», — отметила Ольга Разбаш.

Она также подчеркнула, что согласно действующему законодательству наказание за загрязнение окружающей среды несоразмерно получаемой предприятиями коммерческой выгоде: штрафы для юридических лиц с многомиллионными прибылями составляют 3 000 руб, 10 000 руб. и т.д.

Говоря о возможных путях решения проблемы, Ольга Разбаш отметила необходимость усиления роли государства с продуманной политикой в области экологической безопасности (система санкций и экономических механизмов для «продвинутого» бизнеса; усиление ответственности за загрязнение окружающей среды, отмена экологических индульгенций); усиление роли гражданского общества; финансовую и методическую поддержку экологических НКО со стороны государства. «Экологические неправительственные организации могли бы стать локомотивом в этом процессе», — считает она.

Одна из участниц заседания отметила, что общественный контроль — это работа «вдогонку», поскольку в стране совершенно отсутствует экологическое образование. По ее словам, с 1992 года экологическая общественность пытается продвинуть закон об экологическом образовании и культуре. «Без сформированной в подрастающем поколении системы ценностей, которая будет в том числе включать экологические постулаты, мы ничего не сдвинем в данном вопросе», — считает общественница.

Ольга Разбаш также рассказала собравшимся, что сейчас отмечается сближение российского и европейского законодательств: «В основе природоохранных мероприятий в странах ЕС 12 лет использовалась директива 1996 года о комплексном контроле за загрязнением окружающей среды, 2 года действует новая Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Целью этой Директивы является обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых всеми видами негативного воздействия хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.55 Базового Соглашения между ЕС и РФ, наша страна обязалась гармонизировать российское законодательство с европейским».

Очень важным она назвала законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)». Согласно этому законопроекту, российской промышленности предлагается перейти на систему нормирования, основанную на концентрации «наилучших доступных технологий»: в проекте закреплены основные понятия и принципы внедрения наилучших существующих технологий, цели их внедрения и критерии определения для включения в реестр.

«Этот законопроект должен пройти общественную и государственную экологическую экспертизу, т.к. он имеет огромную общественную значимость, — подчеркнула эксперт ОП, — Общественный экологический контроль создаст большую инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов, станет инструментом для улучшения управления и процесса принятия эффективных и адекватных эколого-значимых решений, улучшит правоприменительную практику, международный информационный обмен, а значит — инвестиционный климат».

«Россия не может оставаться в изоляции. Развитие общественного экологического контроля неизбежно», — заявила она и привела примеры общественного участия в решении экологических проблем: защиту Химкинского леса, борьбу за перенос места строительства Охта-центра.

По мнению Ольги Разбаш, пренебрежение общественным контролем приводит страну к неизбежному росту правового нигилизма.

О проведении экологических пикетов и акций рассказала сотрудник пресс-службы Екатерина Глебова: «После получения информации на „горячую линию“ мы выезжали на места и видели, как работают общественные организации, желающие привлечь внимание населения и СМИ к существующей экологической проблеме. Например, в Первоуральске, где новотрубный завод построил электросталеплавильный комплекс, кредитором строительства выступил Европейский Реконструкции и Развития, в уставе которого заложено, что определенный процент таких кредитов должен быть израсходован на природоохранные мероприятия. По словам местных экологов, мероприятия не были выполнены... Тогда экологи сделали чучело с изображением лица директора ЕБРР и сожгли его в знак протеста. Безусловно, такая акция не могла пройти не замеченной, тем более ее освещали местные СМИ. Не исключено, что дирекции завода еще предстоит непростой разговор с теми, кто выдавал кредит».

Екатерина Глебова также рассказала собравшимся о некоторых практических шагах, которые могли бы стать инструментом экологов-общественников для широкого освещения своей деятельности в СМИ, а также для организации переговорного процесса между властью, бизнесом и обществом на площадках региональных общественных палат.

 

Материалы заседания>>

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Владимир Гутенев, экология

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться