RSS Eng

07 декабря, 2011

RSS

Печать

Образование для всех

Образование для всех

Cостояние и перспективы инклюзивного образования в России обсуждали участники круглого стола 6 декабря в Общественной палате.

«Далеко не все родители готовы к тому, чтобы их ребенок учился в режиме инклюзивного образования, — обозначила одну из главных проблем заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования Любовь Духанина. — Когда у нас появляются дети с особенностями здоровья, родительские комитеты не очень поддерживают их образование вместе со всеми».

Раньше под идеей инклюзии понимали включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, сейчас нужно реформировать систему так, чтобы она отвечала всем потребностям всех детей, считает член ОП. По ее словам, принципиальной задачей и для профессионального педагогического сообщества, и гражданского общества должно стать формирование адекватного отношения к проблемам инклюзии. «Главным должно стать воспитание уважения к любому человеку», — подчеркнула Любовь Духанина.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец рассказала, что по данным Министерства образования инклюзивное образование существует в рамках эксперимента в России с 1998 г. в некоторых регионах, с 2007 г. оно проходит в Архангельской, Томской, Владимирской, Новгородской, Московской, Псковской и многих других областях. В Москве в 2010 году был принят закон о данном виде образования, в других регионах аналогичного нет, рассказала Волосовец.

«Ни в действующем законе об образовании, ни в обсуждаемом проекте нового закона об образовании целостного подхода к инклюзивному образованию нет», — обозначила она еще одну из главных проблем состояния инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование должно быть не просто упомянуто, ему должны быть посвящены отдельные главы, считает эксперт. «Набирает ход и родительское движение: родители детей с ограниченными возможностями здоровья не хотят, чтобы их дети находились в условиях сегрегации или в интернатах, они хотят, чтобы они ходили в соседнюю школу», — сказала Волосовец. «Инклюзивное образование лишь ступенька к инклюзии общества», — подчеркнула Татьяна Волосовец.

Руководитель юридической группы общественной организации инвалидов «Перспектива» Максим Ларионов в своем выступлении продолжил развивать правовую проблему инклюзивного образования. По его мнению, в законе должны быть четко прописаны гарантии создания специальных условий для инклюзивного образования детей с особенностями здоровья: какие органы создают механизмы условия, какие отвечают, какие обязанности лежат на госорганах. «Такие нормы должны быть прописаны именно на федеральном уровне, иначе вряд ли четко будут прописаны на региональном», — подчеркнул он. Также Ларионов затронул вопрос аттестации в инклюзивных учреждениях, поскольку у них должна быть другая отчетность в отличие от неинклюзивных.

Директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Светлана Алехина в своем выступлении обобщила все моменты, почему общество сопротивляется введению инклюзивного образования. Сама система образования не готова меняться инновационно, то есть рискованно: она готова чуть-чуть, но не базово, обозначила первую причину Алехина. Второй момент: считается, что детям с ограниченными возможностями здоровья нужно учиться где-то отдельно, создавать специальные классы, и это будет лучше для них, поскольку в обычной школе их будут обижать, они окажутся в агрессивной среде.

«Это стереотипы взрослых. А инклюзивный опыт оказывает, что дети становятся гораздо мягче, гибче, толерантнее», — отметила Алехина. Третий момент: образование должно быть обязательно нацелено на академический уровень. Но образование это не только обучение, но и социализация. Многих предметов дети не смогут освоить, но они будут социализированы. Четвертый пункт: ребенка с особенностями здоровья должны учить определенные педагоги. И пятое: экономический вопрос. «Стоит вопрос о цене инклюзии. Цена инклюзии будет дорогой, но потом эти люди будут полезны обществу и все вернут», — подытожила выступление Алехина.

Директор центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Марина Семенович добавила к выступлению Алехиной, что инклюзивное обучение позволяет детям с особенностями здоровья учиться отстаивать свою точку зрения, изменяет сознание: дети начинают жить в многообразном мире, проводит профилактику иждивенческих настроений, учителя учатся подготавливать свои программы, повышаются возможности самого преподаватели и родители не чувствуют себя социально незащищенными. «За то, чтобы жить в разнообразном мире без социальной напряженности стоит заплатить», — подчеркнула Семенович.

Также участники слушаний обсудили нехватку специализированных кадров в образовательных учреждениях для развития инклюзивного образования: дефектологов, логопедов, психологов и др.. Этих кадров не просто не хватает, но они даже не входят в категорию педагогических работников, поэтому есть такой специалист в школе или его нет — зависит от педагогического коллектива и финансовых возможностей школы. Затронули вопрос о недостаточности материально-технической оснащенности общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: пандусов, лифтов, медицинского оборудования, отсутствие индивидуальных программ обучения, методик и технологий организации образовательного и коррекционного вопроса и многие другие.

Высказанные предложения на круглом столе будут включены в рекомендации круглого стола, которые затем будут направлены в законодательные и исполнительные органы власти.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Любовь Духанина, образование, социальные вопросы

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться