RSS Eng

18 мая, 2012

RSS

Печать

Почему россияне гибнут в авиакатастрофах?

Почему россияне гибнут в авиакатастрофах?

В авиакатастрофах в России в прошлом году погибли более 100 человек, что составляет свыше 20% от общего уровня смертей в авиакатастрофах в мире. Об этом было заявлено 17 мая в Общественной палате на слушаниях, посвященных подготовке летного состава гражданской и военной авиации.

«2011 год отмечался в мире как самый безопасный год в гражданской авиации. Из 506 погибших в мире на Россию приходится 119 человек. И это в то время, когда доля России составляет всего 1,7% от всех воздушных перевозок а мире», — сообщил по итогам слушаний председатель комиссии по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин.

Каньшин отметил, что центральной фигурой основных проблем гражданкой авиации является летчик — его уровень подготовки и социально-экономическая защита.

«Многие авиакомпании эксплуатируют летчиков, поставив безопасность полетов в ущерб получению прибыли. На это надо обратить пристальное внимание. Мы намерены написать открытое письмо президенту, в котором отразим все проблемы, которые имеются в военной и гражданской авиации, о проблемах с подготовкой летчиков, с безопасностью полетов», — заявил Каньшин.

В свою очередь, член Общественной палаты, летчик-космонавт Алексей Леонов обратил особое внимание на подбор экипажей в гражданской авиации, указав, что члены экипажа должны психологически подходить друг другу, как это делается при отборе экипажей космических кораблей. «В последних двух катастрофах, я говорю о Як-42 и катастрофе под Тюменью, экипажи были совершенно случайно подобраны», — сказал космонавт.

Он также отметил, что для летчиков гражданской авиации и пилотов ВВС не создаются условия для отдыха. Так, по его словам, шеф-пилот компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Яблонцев, который разбился в Индонезии, пилотируя самолет «Суперджет 100», проживал в Звездном городке, вставал по утрам в 5-6 часов, по три часа тратил, чтобы добраться на автомобиле в Жуковский, после чего проводил испытания экспериментальной техники.

Леонов сообщил, что военнослужащим одной из российских авиабаз Минобороны выделило жилье в 70 км от расположения части, поставив под угрозу выполнение военнослужащими боевых задач в случае необходимости.

Слова об эксплуатации летчиков авиакомпаниями поддержал председатель общественного совета при Росавиации, бывший главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин. «Командир корабля перестал быть личностью. Его превратили в раба на галерах. Летные экипажи у нас эксплуатируются беспощадно», — отметил он в своем выступлении.

Он также обратил внимание на ухудшение уровня подготовки молодых летчиков, заявив, что как программа подготовки, так и материально-техническая база летных школ морально и физически устарели. В свою очередь, вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько рассказал, что авиакомпании Северной Америки и Австралии, осуществляющие 40% мировых перевозок пассажиров, вышли на уровень работы без катастроф. В то же время в России авиакатастрофы происходят ежегодно.

Одной из главных проблем высокой аварийности авиации в России он видит в переутомлении экипажей, которое приводит даже к смерти летчиков. «В ведущих мировых компаниях налет на летчика в год составляет 600-700 часов, в России — 900 часов — это минимум, который летают наши летчики. А сейчас еще хотят и отпуск им сократить», — заявил представитель профсоюза.

Кроме того, Олег Приходько высказался за увеличение пенсии летчиков, которая, по его сведениям, находится на уровне 20 тысяч рублей. «Рядовая пенсия летчика — 8-9 тысяч рублей, плюс надбавка к пенсии, которая составляет 8-10 тысяч, максимум — 12 тысяч рублей», — сказал он.

В свою очередь, заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Андрей Шнырев заверил присутствующих, что у российской авиации имеются не только проблемы, но и достижения. Так, по его словам, в ведущих российских авиакомпаниях зарплата летчиков составляет около 300 тысяч рублей, конкурс в летные школы за последние четыре года вырос в 2-4 раза, а «за последние пять лет у нас почти в 10 раз увеличилось количество зарегистрированных гражданских воздушных судов».

Представитель Минтранса рассказал, что на подготовку одного летчика уходит от трех до пяти лет и около 3 млн. рублей. Чтобы справиться с возросшей потребностью в гражданских пилотах, летные школы России в три раза увеличили набор и в три раза увеличили программу обучения по сравнению с той программой, которая существовала в СССР. «И качество, и количество обучаемых летчиков возросло», — заявил Шнырев.

На слушаниях были озвучены потребности российской гражданской авиации в летном составе. Ежегодно российским авиакомпаниям требуется 1000-1200 новых летчиков, чтобы покрыть естественную убыль летного состава.

Необходимо провести комплексный анализ потребности гражданской авиации РФ в пилотах, уверены эксперты, обсудившие в четверг в Общественной палате проблему подготовки летного состава.

Александр Каньшин напомнил присутствующим, что проведенная Генпрокуратурой проверка показала, что общеобразовательные учреждения гражданской авиации и учебные центры, осуществляющие подготовку пилотов, до сих пор не обладают необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом, повсеместно в учебных заведениях не хватает преподавателей, не имеется достаточного количества самолетов и тренажеров, а большая часть того, что имеется, находится в неисправном состоянии. По его словам, существующая система присвоения квалификации авиационному персоналу и допуска его к деятельности не отвечает требованиям воздушного законодательства РФ и международным стандартам, а к полетам допускаются лица, не имеющие необходимой летной практики.

Эксперты и представители авиационной отрасли отметили также, что в России до сих пор не разработана и не принята федеральная целевая программа (ФЦП) в области обеспечения безопасности полетов воздушных сил гражданской авиации. ФЦП, направленная на повышение уровня безопасности полетов, должны была быть разработана еще в 2009 году согласно плану-графику государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной еще в 2008 году.

Собравшиеся решили оформить все свои выводы и замечания в открытом письме президенту РФ Владимиру Путину.

Пресс-служба Общественной палаты с использованием материалов Интерфакс-АВН

Теги: Александр Каньшин, Алексей Леонов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться