RSS Eng

26 июня, 2012

RSS

Печать

Эксклюзивный инклюзив

Эксклюзивный инклюзив
Что изменится для людей с ограниченными возможностями здоровья с принятием законопроекта «Об образовании» обсудили 26 июня на слушаниях в Общественной палате РФ. Новый закон должен способствовать доступности образования для этой категории людей, однако существенных улучшений документ не сулит, отдельные его положения вызывают опасения у представителей организаций, которые работают с детьми, имеющими инвалидность.
 
Прежде всего, как считают эксперты, законодатели должны поработать с понятийным аппаратом и изменить формулировку «люди с ограниченными возможностями здоровья» на «люди с особенными потребностями в образовании». «Надо разъяснить, что это за ребенок, без четкого понимания не будет найдено способов его обучения», — отметила заместитель председателя Комиссии по вопросам образования Любовь Духанина.
 
Она подчеркнула, что принятия специального закона об инклюзивном образовании в Москве не принесло ощутимых результатов. Объяснить это, по мнению, Л. Духаниной просто: подготовка педагогов должна быть принципиально иной, поскольку учитель в рамках одного урока должен ориентироваться на разные группы детей. Готовят дефектологов, а не педагогов, задача которых — прописать специальный образовательный маршрут для ребенка с особенной потребностью в образовании — сетуют эксперты.
 
«Президент подписал Конвенцию о правах инвалидов, однако автоматически чудес не произойдет, если не использовать это как рычаг для изменения законодательства об образовании для инвалидов», — заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин.
 
Из первоочередных мер, которые должны найти отражение в законодательстве, депутат предлагает закрепить за родителями право выбора типа образовательного учреждения для ребенка, пересмотреть подход к оценке знаний людей с ограниченными возможностями здоровья, не равнять их с другими детьми, сохранить норму, согласно которой за ребенком закреплено право выбора итоговой аттестации знаний — ЕГЭ или привычные экзамены, сохранить льготы для людей с инвалидностью при поступлении в профессиональные учебные заведения, увеличить социальные стипендии в полтора раза, а также увеличить количество времени на федеральных каналах для освещению жизни и проблем инвалидов до 10 процентов от всего эфирного времени.
 
Кроме того, как считает Смолин, ранняя коррекционная помощь детям в дошкольном возрасте поможет им избежать изоляции от социума и получать в дальнейшем образование в инклюзивной школе, а не закрытом интернате. Актуальной, по мнению депутата, является проблема доступной среды. «Пока среди вузов 5 процентов имеют полностью готовую среду, 20 процентов — частично. Часто речь идет о инвалидах колясочниках, что касается людей с ограничениями по зрению — цифры ниже», — заметил Олег Смолин.
 
В законопроекте есть норма, которая сводит на нет выравнивание в правах детей, живущих в семьях и интернатах, — считает гендиректор благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская. По ее словам, формулировка, которая сегодня присутствует в законопроекте, позволяет организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в не образовательных организациях.
 
«Так мы запрем детей в учреждениях и дадим им право на закрытость, — отметила Островская. — Право на обучение должно быть закреплено исключительно за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, где педагоги не оторваны от образовательной среды и педсообщества». Эта норма, считает эксперт, откатывает назад все старания социализации детей и в законе ее быть не должно.
 
Чего еще не должно быть в законе, а что необходимо прописать члены ОП предложили сформулировать экспертам и через ОП передать в Думу.
 
«Сегодня образованию людей с ограниченными возможностями здоровья полноценно посвящена одна статья в законе, очень лаконичная. Чтобы в полной мере были реализованы права людей, этого недостаточно», — считает председатель Комиссии ОП по социальной политике Елена Тополева. Она предложила направить все замечания к законопроекту об образовании в Палату, послед чего будет подготовлен документ — рекомендации для законодателей по изменению проекта закона. Е.Тополева также подчеркнула, что есть положительный опыт в этой сфере стран-соседей — Белоруссии и Казахстана. «Этот опыт также нужно учесть при подготовке нормативно-правовой базы», — резюмировала Тополева.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Елена Тополева-Солдунова, Любовь Духанина, образование

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться