RSS Eng

16 октября, 2012

RSS

Печать

Культурная столица начинается с вокзала

Культурная столица начинается с вокзала

В Общественной палате вчера обсудили проблемы сохранения, использования и охраны объектов исторического и культурного наследия, расположенных на территории Московской железной дороги.

Поводом для проведения слушаний послужили многочисленные обращения в ОП жителей столицы и представителей градозащитных общественных организаций, обеспокоенных проводимыми реконструкциями вокзалов и привокзальных территорий, имеющих историческую ценность, бесконтрольным сносом объектов, расположенных на территориях железнодорожных станций и в зонах строительства высокоскоростных магистралей.

В мероприятии приняли участие члены ОП, представители ОАО «РЖД», депутаты Госдумы и представители Департамента культуры Москвы, архитекторы и градозащитники.

Открывая мероприятие, первый заместитель секретаря ОП Михаил Островский отметил, что РЖД сейчас переживает важный и ответственный этап реконструкции и развития скоростных магистралей, которое не может не затрагивать памятники архитектуры, расположенные в зоне строительства. Он призвал ведомство разумно и бережно относится к таким объектам.

Член ОП Константин Михайлов напомнил присутствующим историю Кругового депо Николаевской железной дороги, лишь недавно признанного объектом культурного наследия. Попытки разрушить здание депо из-за необходимости строительства высокоскоростной магистрали для поездов привели к частичному разрушению этого памятника архитектуры XIX века.

К сожалению, это не единичный случай. В зоны строительства и реконструкции железной дороги попадают десятки уникальных объектов, а многие памятники уже утрачены безвозвратно.

«Важно сохранять не просто отдельные объекты культурного наследия, а целые ансамбли. Надо посмотреть, что это за объекты, в каком они состоянии, в какой степени их затрагивает строительство, рассмотреть все возможные варианты. Снос объектов культурного наследия по закону недопустим. Здесь, как и во всех прочих случаях, надо искать компромиссное решение, которое не всегда лежит на поверхности», — считает Константин Михайлов.

Представители РЖД уверяют, что прилагают все усилия для сохранения памятников и воссоздания их первоначального облика. Так, например, программа реконструкции зданий московских вокзалов, — говорит начальник Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов, — предполагает не просто сохранение, а воссоздание первозданных исторических обликов. То есть то, что было в XIX веке. «Мы поднимаем исторические архивы и реализовываем проект по первоначальным чертежам», — заверил он.

Член ОП Михаил Блинкин уверен, что ставшие уже традиционными конфликты между девелоперами и градозащитниками способны разрешить только люди, обладающие глубокими профессиональными знаниями. «В этих вопросах необходимо опираться на мнение архитекторов, чтобы любой проект был вписан в городской пейзаж», — считает он.

Инженер-архитектор Дмитрий Сухин, представляющий инициативную группу по сохранению и развитию зданий циркульных депо Восточной железной дороги проиллюстрировал опыт европейских железных дорог по сохранению и использованию в современных условиях железнодорожных памятников Европы.

Архитектор, специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина подчеркнула необходимость создания самостоятельных проектов охраны железнодорожных исторических ансамблей.

Константин Михайлов предложил включить представителей общественности в рабочие группы, занимающиеся предпроектными и проектными разработками на территориях, затрагивающих памятники архитектуры. Кроме того, член ОП настаивает на необходимости создания условий максимальной прозрачности таких разработок — публикации экспертиз территорий памятников и проектов реконструкции и перспективного развития железнодорожных территорий.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Константин Михайлов, культура, Михаил Блинкин, Михаил Островский

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться