RSS Eng

28 февраля, 2014

RSS

Печать

Доверие начинается с открытости

Доверие начинается с открытости

Представители администраций Архангельска, Белгорода, Владимира, Воронежа, Кирова, Курска, Липецка, Москвы, Набережных Челнов, Новосибирска, Рязани 27 февраля в режиме видеоконференции поделились опытом по развитию активности жителей в проблемах местного значения, рассказали, как можно использовать современные коммуникации во взаимодействии с жителями, чтобы обеспечить открытость деятельности органов местной власти. Инициатором семинара выступила администрация города Липецк.

«Липецк готов взять на себя функции переговорной площадки и площадки по обмену большим и разносторонним опытом, накопленным регионами в сфере общественного самоуправления», — определил основную цель встречи глава города Михаил Гулевский.

Председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева, выступившая соорганизатором мероприятия, выразила надежду, что подобный обмен опытом в виде видеоконференций станет регулярным.

Она отметила, что открытость органов власти позволит активизировать граждан для участия в жизни страны, города, поселения. «Ведь зачастую не хватает именно активности граждан. Законы, есть, но не работают, потому что их не используют, их не знают. Необходимо выстроить правоприменительную практику, и это повысит доверие между гражданами и властью», — подчеркнула она.

Член ОП рассказала участникам об одной из форм общественного участия — системе общественного контроля за ЖКХ, который сейчас активно развивается в регионах. «60% граждан ставят на 1 место проблемы ЖКХ. Несмотря на государственный контроль, лучше в этой сфере не становится, да и к каждому дому государственного или муниципального контролера не приставишь. Поэтому общественный контроль — некий последний резерв, который властям нужно использовать», — подчеркнула она.

По словам эксперта, Жилищный кодекс подразумевает то, что главное лицо в сфере ЖКХ — собственник, отстаивающий свои интересы, однако в жизни происходит совсем по-другому. «Люди не всегда могут провести собрание, выбрать управляющую компанию, а если она у них есть, то им трудно ее переизбрать, если есть какие-то нарушения. Многие не знают своих прав, не умеют ими пользоваться», — поясняет член Палаты.

Поэтому, убеждена Разворотнева, муниципальные власти должны сотрудничать с таким ресурсом как НКО, поскольку именно они занимаются программами по жилищному просвещению граждан, защитой их прав, выезжают по жалобам, оказывают помощь при обращениях в суд. Особенно в преддверии грядущей «глобальной» программы по капитальному ремонту. Ведь общественники смогут помочь местным властям разъяснить людям, как провести собрания, выбрать форму накопления и дальше контролировать процесс капремонта, — уверена глава Комиссии.

Профессор НИУ «Высшая школа экономики», доктор политических наук Елена Шомина представила историю и современный анализ развития активности граждан на местном уровне. Она отметила, что в 90-ые годы различные уличные комитеты, женсоветы, советы многоквартирных домов, территориальные общественные самоуправления (ТОС), погребные товарищества создавались по инициативе самих граждан.

«Это была волонтерская работа жителей. Они объединялись, чтобы защищать свои, интересы соседей, тех, кто живет рядом», — отметила профессор, и местными органами самоуправлениями зачастую воспринимались как противоборствующие. Сегодня создание ТОСов инициируют сами муниципалитеты, политические партии, управляющие компании. В ряде городов они получают помещение, финансовую помощь в виде грантов, им оказывают консультации. Но это накладывает определенные обязательства —ТОСы должны отчитываться в работе перед муниципалитетом. «Работа уже не для себя и соседей, а для отчета перед городом», — сказала она.

«ТОСы изменили характер местной власти, воспитали ее, сделали более ориентированной на жителя, в связи, с чем сегодня органы МСУ опережают инициативы граждан. Поэтому роль самоорганизации, активного жителя, лидера ТОС, сельского старосты, сегодня резко возрастает», — подчеркнула эксперт.

В свою очередь представители городов поделились лучшими муниципальными практиками по созданию открытого муниципалитета. Так, например, в Липецке действуют советы общественности в каждом округе, им предоставляется помещение, из городской казны выделяются средства на поддержку инициатив жителей. В Курске на сайте главы города обсуждаются законопроекты и нормативные правовые акты, проводятся «нулевые чтения» различных проектов, работают общественные советы как при депутатах, так и при главе администрации города, чиновники непосредственно выезжают к жителям: общаются с ними во дворах, на улице.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • 25 лет ТОСам России: история и трансформация (Скачать — 1.15 мБ)

Теги: Общественный контроль, Светлана Разворотнева

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться