RSS Eng

12 декабря, 2014

RSS

Печать

Владимир Слепак: «У нас теперь есть эффективные инструменты для общественного контроля»

Владимир Слепак: «У нас теперь есть эффективные инструменты для общественного контроля»

В Общественную палату Российской Федерации поступили письма из Общественной палаты Республики Крым и Общественной палаты Республики Башкортостан. В них обращается внимание на риски, связанные со вступлением в действие 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Председатель Комиссии ОП по социальной поддержке граждан и качеству жизни, сопредседателя Союза потребителей РФ Владимир Слепак прокомментировал данные обращения:

— С моей точки зрения, все эти вопросы уже урегулированы.

Так в ходе последнего пленарного заседания ОП РФ 28 ноября была проведена официальная встреча заместителя министра труда и социального развития РФ Алексея Вовченко с членами Совета общественных палат РФ, на которой подробно обсуждены указанные проблемы, в том числе вопрос возложения финансирования расходов по исполнению ФЗ № 442 от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» только на региональные бюджеты, который якобы является отрицательным моментом. Было особо отмечено, что и в настоящее время, т.е. до начала действия ФЗ № 442, сфера социального обслуживания финансируется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Так что в этом отношении закон новаций не вводит.

В то же время, федеральный бюджет софинансирует социальные программы субъектов Российской Федерации. С 2007 года на эти цели выделяется по 1 млрд рублей ежегодно. Одна из приоритетных задач, решаемых в рамках таких программ, это укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

Мне пришлось запросить некоторые цифры, которые наглядно показывают, с 2007-го по 2013 год построено 14 новых учреждений, еще в 35 учреждениях возведены спальные корпуса и социально-бытовые здания. Также реконструированы здания в 20 учреждениях, отремонтировано 905 зданий. Это позволило увеличить вместимость стационарных организаций на более чем 5,6 тысячи койко-мест.

Однако задача по ремонту, дострою, реконструкции учреждений социального обслуживания населения продолжает оставаться актуальной: в стационарные учреждения сохраняется очередь (по данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2014 года очередность на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет 16,6 тыс. человек.). Президент России В.В. Путин по итогам заседания президиума Госсовета РФ, прошедшего 5 августа 2014 года, поручил ликвидировать очередь к 2018 году.

Поэтому, очевидно, что федеральный бюджет будет продолжать софинансировать социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, несмотря на то, что сфера социального обслуживания входит в компетенцию субъектов Российской Федерации.

Еще одним вопросом, который мои коллеги обозначают, как проблему, является якобы неконституционность ряда норм закона, которые, по их мнению, могут привести к посягательству на неприкосновенность частной жизни семьи, неприкосновенность жилища. Я хотел бы обратить их внимание на то, что Закон прошел все необходимые процедуры и согласования, готовился несколько лет, и можно утверждать, что все подобные опасения, которые звучали со стороны различных общественных организаций, были сняты в ходе работы, в том числе с представителями институтов гражданского общества. При доработке закона была учтена существовавшая в обществе обеспокоенность и неоднозначные подходы к вопросам организации работы с семьей и детьми. В этой связи из закона на стадии его подготовки были исключены положения, касающиеся работы, в том числе профилактической, с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В законе четко определены дефиниции терминов, имеющих ключевое значение для правильного понимания, содержание которых исключает неоднозначное толкование. Употребляемое в законопроекте понятие «социальное сопровождение» предполагает оказание содействия в предоставлении конкретных видов помощи (медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной), не относящейся к социальным услугам. При этом данное содействие оказывается только в том случае, если получатель социальных услуг нуждается в подобной помощи и на основании его волеизъявления. При этом какими-либо надзорными функциями, направленными на принудительное вмешательство в семью, органы соцзащиты не наделены. Особое внимание было уделено принципам и содержанию деятельности в сфере социального обслуживания. Устанавливается, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, а одним из основных принципов является добровольность. Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только на основании волеизъявления получателя.

Данный принцип последовательно реализуется во всех статьях закона, что исключает какое-либо вмешательство государства в частную жизнь семьи, использование каких-либо принудительных мер или назначения семье каких-либо обязательных условий. Кроме того, сфера социального обслуживания не является регулятором тех правоотношений, которые понимаются обществом под термином «социальный патронат (сопровождение)», а механизмы предоставления конкретных социальных услуг исключают безапелляционное вмешательство во внутренние дела семьи с детьми. Таким образом, можно констатировать, что закон на стадии разработки прошел общественное обсуждение, и уже рассматривался в Общественной палате. Мне пришлось изучить материалы работы социальной комиссии прошлого созыва, чтобы убедится, что все поступившие обоснованные предложения и замечания были учтены.

А) Так, закон содержит ряд новых положений, включенных, в том числе по инициативе общественных организаций, в т.ч.:

— введены новые принципы социального обслуживания (социальное сопровождение, максимально возможное продление пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде);
— введены новые права получателей социальных услуг (предоставление социальных услуг в соответствии с условиями договора, участие в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, обжалование действий (бездействия) должностных лиц; досудебное (внесудебное) обжалование решений и действии должностных лиц);
— определены права и обязанности поставщиков социальных услуг;
— введены нормы о государственном контроле (надзоре) в области социального обслуживания и общественном контроле в области социального обслуживания;
— определены категории населения, получающих социальные услуги за плату, а также условия платности предоставления социальных услуг. В законопроекте учтен позитивный, доказавший эффективность опыт организации социального обслуживания, накопленный субъектами Российской Федерации за время с момента принятия Действующих законов (1995 год) (ведение порядков социального обслуживания, внедрение региональных стандартов социального обслуживания, ведение учета получателей социальных услуг, предоставление платных социальных услуг и др.).

Б) В законе учтены изменения норм российского законодательства, относящегося к сфере социального обслуживания, произошедшие за время с момента принятия действующих сегодня законов (вопросы организации местного самоуправления; вопросы правового положения иностранных граждан, правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций; вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещение государственного (муниципального) заказа и др.).

В) Закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг, обеспечение участия в предоставлении социальных услуг коммерческими и некоммерческими, в т.ч. социально-ориентированными некоммерческими организациями (право на включение в реестр поставщиков социальных услуг, получение платы за предоставление социальных услуг и др.).

Г) Закон содержит нормы, направленные на обеспечение максимальной открытости, прозрачности сферы социального обслуживания для населения, общественных организаций (регистры получателей, реестры поставщиков, доступная бесплатная информация об организации социального обслуживания в субъекте Федерации и др.).

Поэтому и общественный совет Министерства труда и социальной защиты РФ в целом дает положительную оценку закону 442-ФЗ.

Вместе с тем, я не исключаю, что правоприменительная практика потребует внесения корректировок в закон, которые будут учитывать меняющиеся социально-экономические условия, новые требования к доступности и качеству предоставляемых социальных услуг, что позволит улучшить социальное обслуживание граждан и послужит обеспечению благополучия конкретных людей.

Есть еще одно пожелание к коллегам — мне представляется более правильным в нынешней ситуации еще раз проверить готовность местных органов исполнительной власти к реализации Закона. У нас теперь есть эффективные инструменты для общественного контроля за исполнением любой процедуры, и мы вправе внести соответствующие коррективы в действия чиновников в случае нарушения прав граждан.

Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам regions.ru

Теги: Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Владимир Слепак, Социальные вопросы

Актуальный комментарий

Российские НКО получат более четырех миллиардов рублей в рамках президентских грантов

  • Павел Красноруцкий

    15.01.2021

    Павел
    Красноруцкий

    «Возможности некоммерческих неправительственных организаций в субъектах РФ в 2021 году значительно расширяются»

Умер Борис Грачевский

  • Ирина Мастусова

    15.01.2021

    Ирина
    Мастусова

    «Его передачи, уверена, будут дарить радость еще многим и многим детям»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться