RSS Eng

29 сентября, 2015

RSS

Печать

Переход на эффективный контракт педагогов: плюсы и минусы

Переход на эффективный контракт педагогов: плюсы и минусы

Открывая круглый стол «НФОТ. Проблемы и предложения», председатель Комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина отметила, что тема архиважная: «В целом мы говорим о повышении эффективности деятельности всей бюджетной сферы, в том числе образовательных организаций, но сегодня мы сужаем вопрос до темы изменения системы оплаты труда и введения эффективного контракта в сфере образования».

Любовь Духанина пояснила, что не всем понятен этот механизм, многие привыкли работать в определенных условиях. Однако, вводятся новые образовательные стандарты, другие новшества, и многие к ним не совсем готовы. Чтобы понять, как происходит переход на новые формы организации труда, весной в 4 субъектах РФ проводилось исследование, посвященное переходу на эффективный контракт в детских садах и школах.

С его результатами участников заседания ознакомила заведующая научно-учебной лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Светлана Попова.

Она рассказала, что в ходе исследования брались интервью у учителей и руководителей образовательных учреждений, а также региональных и муниципальных органов управления образования. Их прямые цитаты были представлены участникам заседания. Они демонстрируют неоднозначное восприятие идеи эффективного контракта как руководителями, так и педагогическими работниками.

В основном это объясняется недостаточной информированностью: отсутствует необходимое разъяснение и прозрачность распределения стимулирующих выплат, вовлеченность работников в процесс разработки показателей эффективности и системы стимулирования.

Стоит отметить, продолжила Светлана Попова, что в детские сады и школы приходят молодые педагоги, коллективы обновляются. Правда, это касается только городов: в сельские школы специалисты не едут. Благодаря переходу на эффективный контракт новые кадры идут и в руководители, а это обеспечивает новые современные подходы к управлению школами и садами. Тем не менее, очень многие респонденты, давно работающие в системе образования, высказали недоверие молодым кадрам, считая их малоподготовленными.

Исследование показало, что школьные учителя меньше удовлетворены зарплатой, чем педагоги детских садов, однако их недовольство связано не с самой системой эффективного контракта, а с нюансами, его сопровождающими.

Подытоживая, Светлана Попова отметила, что интерес к продолжению реализации системы эффективного контракта имеется, однако принципы оценки результатов ее внедрения пока не сформированы и понимание у руководителей дальнейших шагов отсутствует. Поэтому главное предложение, сформированное по итогам исследования, заключается в обеспечении информационного и научно-методического сопровождения перехода на систему эффективного контракта.

Среди приглашенных экспертов присутствовали сами руководители школ и детских садов из различных регионов, поэтому дискуссия носила высокопрофессиональный характер. Они вместе с финансовыми экспертами обсудили результаты исследования, в частности, показатели эффективности и систему стимулирования педагогов, а также нюансы распределения средств. В частности, поднимался вопрос, не «расслабляет» ли учителя такая система, когда он знает, что ему полагаются выплаты.

Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Григорий Андрущак отметил, что встреча на площадке Общественной палаты, а не «в высоких кабинетах», в таком рабочем формате дает пищу для размышлений «по существу». Относительно эффективного контракта он подчеркнул, что главное — это возможность дифференцировать оплату труда педагога в зависимости от его производительности. Однако чтобы эту производительность повышать, необходимо обеспечить информационное сопровождение перехода на НФОТ.

Любовь Духанина отметила: «Эффективный контракт без проработки смысловых вопросов, связанных с содержанием и организацией образовательного процесса, фактически становится под вопросом». Поэтому она предложила участникам круглого стола заняться проработкой этих вопросов под контролем Общественной палаты.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Любовь Духанина, Образование

Актуальный комментарий

В АСИ предложили создать оценку влияния цифровых технологий на россиян

  • Наталья Кравченко

    10.07.2020

    Наталья
    Кравченко

    «Россияне должны иметь право на цифровую справедливость и знать, какие данные о них собирают»

В Госдуму внесли проект об ограничении досудебного порядка изъятия детей

  • Лидия Михеева

    10.07.2020

    Лидия
    Михеева

    «Хорошо, что законопроект сохраняет возможность экстренного изъятия ребенка в ситуациях катастрофического характера»

  • Сергей Рыбальченко

    10.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Эксперты и общественность всегда настаивали на том, чтобы внесудебное изъятие ребенка из семьи могло происходить только в исключительных случаях, только при наличии прямой угрозы жизни ребенку»

  • Юлия Зимова

    10.07.2020

    Юлия
    Зимова

    «Наконец-то появились сдвиги в этой теме — этого действительно все очень ждали»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться