RSS Eng

14 декабря, 2015

RSS

Печать

Начинать обучение детей мигрантов необходимо с русского языка

Пути решения проблемы адаптации детей трудовых мигрантов обсудили в Общественной палате РФ

Начинать обучение детей мигрантов необходимо с русского языка

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом состоялся круглый стол «Проблемы социальной адаптации детей трудовых мигрантов, доступность школьного и дошкольного образования и медицинского обслуживания».

«Проблемы социальной адаптации детей трудовых мигрантов и доступность для них школ обсуждают на разных уровнях многие годы. На сегодняшний день проработано много аспектов этого вопроса, есть и частные школы, и школы обучения и волонтерские школы. У всех представителей экспертного сообщества свои позиции в отношение этой острой и важной темы», — отметил в приветственном слове член Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Владимир Шапошников.

Член ОП РФ рассказал о намерениях Общественной палаты РФ объединить наработки по решению вопроса социальной адаптации детей трудовых мигрантов, в частности, использовать опыт Москвы.

Член экспертного совета ОП Москвы Татьяна Дмитриева рассказала об обсуждении миграционной политики и положения детей мигрантов на Московском гражданском форуме.

«Уровень владения русским языком большинства детей мигрантов недостаточен для восприятия ими школьной программы», — сказала она. По словам эксперта, на сегодня число школ русского языка с 12 сократилось до 5-6, и на 23 тысячи детей мигрантов в этих школах обучается русскому языку только 150 человек.

«Это снижает уровень образования всех детей и провоцирует социальную напряженность, — считает Татьяна Дмитриева. — В ВАО и ЮВАО Москвы число детей мигрантов в школах может достигать 30-60%. Общество просит поднять вопрос о регулировании этой ситуации и выяснить, насколько дети мигрантов вовлечены в образовательный процесс».

Эксперты сошлись во мнении, что дети должны обучаться. Участники круглого стола отметили, что вовлечение детей мигрантов в образовательный процесс и в восприятие парадигмы, в которой воспитываются российские школьники, в интересах общества и страны.

Общественники обозначили одну из главных проблем, которая возникает при решении вопроса образования детей мигрантов: это проблема отсутствия для них доступа к образованию по разным причинам, связанным с непониманием законодательных актов и приказов, неисполнение законодательства и разная трактовка существующих правовых положений. Между детьми и образованием встает не только незнание русского языка и невозможность обучаться в специальной языковой школе, но и вопрос регистрации — временной и постоянной, вопрос приписки к поликлиникам и сложность самой записи в школы и детские сады.

К вопросу «Почему мы должны обучать мигрантов?» и представители системы образования, и эксперты в области права однозначно сказали о защите прав мигрантов, защите интересов принимающей стороны, о равном положении детей иностранных граждан с российскими в получении образования. В том, что начинать нужно с обучения русскому языку, участники мероприятия тоже оказались единодушны.

Помощник Уполномоченного по правам человека в Москве Алла Бодрова по поручению уполномоченного рассказала о тех ситуациях, с которыми сталкивается институт, обобщила имеющийся опыт и особо отметила, что в их опыте не было ни одного случая, чтобы образовательное учреждение отказало ребенку в получении начального и среднего образования вне зависимости от знания русского языка. Однако, по ее словам, проблема дошкольного образования — это проблема большинства мегаполисов России, с которой сталкиваются и граждане РФ.

«Бывают случаи, когда ребенок приходит в класс и вообще не говорит по-русски, — сказала Алла Бодрова. Но вопрос о том, стоит ли людей обучать, не должен стоять — любой ребенок, приехавший в наш город, должен иметь право учиться, мы не можем равнодушно смотреть на детей, которые не умеют читать и считать. Человек без образования потерян для общества».

Представитель посольства Республики Кыргызстан Асель Юсупова рассказала о видении проблемы с другой стороны. «Есть большой пробел в исполнении закона. В нескольких регионах мы сталкивались с ситуацией, когда по временной регистрации в устройстве в школу отказывали. В этом году из-за отсутствия временной регистрации отчислили 20 человек», — сказала Юсупова.

«Опыт есть, и большой — во всех странах мира. Кадры есть. Все для решения вопроса есть — было бы желание. Миграция — это путь развития человечества. Все связанные с ней проблемы мы никогда не решим, но решать их надо», — сказала председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

Светлана Ганнушкина рассказала об ошибочном толковании приказа Минобра о документах, необходимых для зачисления в школу. Текст приказа воспринимался в корне неверно и директорами школ, и чиновниками, пока Верховный Суд не дал ему разъяснение. «Требуется только заявление и копия свидетельства о рождении», — подчеркнула она.

Участники круглого стола внесли предложение о разработке дорожной карты, которая бы учитывала как интересы мигрантов, так и жителей Москвы.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом, Владимир Шапошников, Межнациональные и межконфессиональные отношения и проблемы миграции

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться