RSS Eng

21 декабря, 2016

RSS

Печать

В Общественной палате РФ описали образ просветителя наших дней

в рамках круглого стола «Просветительство в России в XXI веке: цели, задачи и инструменты»

В Общественной палате РФ описали образ просветителя наших дней

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Просветительство в России в XXI веке: цели, задачи и инструменты». Среди прочих были подняты вопросы доступной формы распространения знания, продвижения современных научных представлений.

В рамках круглого стола ведущие российские эксперты в области теории и практики просветительской деятельности обсудили наиболее важные проблемы взаимодействия и интересов государства, общества и науки в плане продвижения знания в современной России. В центре внимания экспертов были такие вопросы, как проблема взаимодействия академических институций с гражданами и их роль в просветительской деятельности, проблема «перевода» научного знания на язык, понятный для аудитории, работа с подрастающим поколением и людьми старшего возраста, проблемы инфраструктуры «доставки» знания.

Глава центра политического анализа Павел Данилин отметил особую значимость данной темы: «Этот круглый стол — одно из первых мероприятий в длинной череде круглых столов по просветительской работе, которые будут проводиться в следующем году. Необходимо в первую очередь понять, как сейчас модифицировалось просвещение. Ведь произошло много изменений, поменялся исторический контекст, сменились целые поколения».

Заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина также указала на актуальность темы круглого стола: «Сегодня в основе просветительской деятельности стоит не вопрос о том, что человек знает, а о том, что он из себя вообще представляет. Университет в этом процессе, конечно, является агентом просвещения, но не только в плане работы с целевой аудиторией, но и в качестве интегративной структуры. К сожалению, на сегодняшний день знания недостаточно включены в нашу повседневную жизнь».

Эксперты отметили особенную важность информационной войны, которую мы также должны уметь вести. Необходима и работа с научным сообществом, нужно искать мотивацию для ученых, чтобы они были более открытыми и рассказывали о своей сфере молодым людям. Безусловно, сейчас ученое сообщество закрытое, но был сделан большой шаг в преодолении этой проблемы, в социальных сетях появляется множество групп, связанных с наукой и технологией. К тому же такая популяризация является дополнительной возможностью для привлечения инвестиций.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Александр Русаков в выступлении отметил важность работы просветительских организаций и, в частности, общества «Знание» в формировании современного общества, подчеркнул необходимость появления новых проектов, в том числе в сфере патриотического воспитания молодежи, проектов в области истории и популяризации достижений современной российской науки.

Также эксперты сказали о необходимости решения проблемы доступа к знаниям в регионах. К примеру, распространение журнальной продукции даже в ближайших к Москве городах — достаточно дорогостоящая опция, которую не могут себе позволить многие издательства. По словам экспертов, усилия ученых направлены на все что угодно, но только не на общество. Многие их работы написаны тяжеловесным языком, поэтому большинство семинаров, лекций не пользуются спросом. То же самое касается и телевидения, где так же плохо установлены контакты между медиа- и ученым сообществом. Необходимо методично заниматься подготовкой ученых самых разных сфер, в том числе и в коммуникации с обществом, их надо учить, как именно стоит продвигать и представлять свой продукт.

Директор по продвижению инновационной деятельности РВК Илья Курмышев рассказал об исследовании, которое недавно было проведено по заказу РВК. Согласно его данным, в России насчитывается самое большое число «технооптимистов», а динамика интереса к современным технологиям в нашей стране — весьма положительная. По словам Курмышева, без такого типа оптимизма невозможно появление в стране инновационной среды и технологичных видов бизнеса. Отметил он и высокий интерес у высокотехнологичных компаний к просветительской деятельности, в частности, у «Яндекса», Yota, а также ряда зарубежных компаний уже сегодня имеются подобные проекты.

Руководитель школы LUDI Илья Созонтов, работающий с готовящимися к ЕГЭ детьми, отметил, что школа не вполне прививает детям навыки работы с информацией. Современные дети — дети цифровой эпохи, по его представлению, растут в иной коммуникационной среде, они уже родились в эпоху существования соцсетей и мобильных устройств с выходом в интернет. В то же время школа перегружает их информацией, но не учит ею оперировать. В результате даже простейшие задачи, при общем избытке данных, могут оказаться не по силам для школьников. По словам Созонтова, проблема тут в формате донесения этой массы информации до школьников.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Александр Русаков

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться