RSS Eng

14 февраля, 2017

RSS

Печать

Член ОП РФ Татьяна Клименко: «Мост между поколениями «строится» в научных школах»

В Общественной палате РФ обсудили преемственность в научном образовании

Член ОП РФ Татьяна Клименко: «Мост между поколениями «строится» в научных школах»

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Связь поколений в науке». В современном обществе все более очевиден разрыв между поколениями специалистов, которые профессионально заняты в сфере науки, и молодым поколением, которое только учится такой работе. Разрыв связан как с изменениями идеологических ориентиров, произошедшими в России в конце прошлого века, так и с общемировым ускорением научно-технического прогресса. Разобщенность поколений, в частности, проявляется в том, что мотивирующие ценности старших не являются достаточным стимулом для молодых. Участники экспертного круглого стола обсудили такие мотивирующие ценности современного молодого поколения в науке.

Член Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Татьяна Клименко считает, что вопрос преемственности в науке сегодня особенно актуален, потому что мост между поколениями «строится» в научных школах.

«Вопрос круглого стола очень актуален, потому что связь поколений в науке вращается вокруг проблемы научной школы. И для нашей страны проблематика научных школ имеет большую историю. По данным исследователей, научные школы стали складываться с начала 1960-х годов прошлого века, и особенные сложности возникли в начале и середине 1990-х годов. В этот период времени необходимо было сохранить науку вообще, а чтобы это сделать, нужно было ее поддерживать, для этого надо было найти каналы и механизмы поддержки этих научных школ. Эти механизмы имеют продолжение и сегодня.

Что понимается под научной школой? Это исторически сложившаяся в России форма совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединенных общим направлением работы, обеспечивающих объективность процесса исследования и рост квалификации сотрудников. Речь идет о том, что научная школа подразумевает некое общее дело, которое объединяет коллектив, во главе которого стоит лидер. Исследования, которые проводятся в научной школе, могут не бить в одну точку, они могут быть разноплановыми, но, тем не менее, отражают некое общее направление.

И какие механизмы поддержки научных школ существуют? Первый механизм — это грантовая поддержка государства, которая и сегодня не утрачивает своей актуальности, потому что на науку частные инвесторы денег особо не дают. Мне кажется, что молодым научным исследователям их довольно сложно выигрывать. При этом одним из условий грантов является возраст ученых до 35 лет, а собрать молодых ученых довольно сложно.

Второй механизм, который позиционирует научную школу, это наличие публикаций. Эти публикации — рейтинговые, т.е. это статьи в научных журналах, в том числе рекомендованные ВАК, а также в других солидных популярных изданиях, которые повышают индекс Хирша*, который сегодня поставлен во главу угла во время ранжирования эффективности деятельности любого ученого», — рассказала член ОП РФ.

Общественница также добавила, что публикации в некоторых научных изданиях для представителей из регионов РФ — это «дорогое удовольствие».

«Одна статья стоит примерно 150 тысяч рублей, поэтому собираются коллективом по 8-10 человек и публикуют свои материалы. Как молодой ученый может сам себе это позволить — совершенно не понятно! При этом показатель публикации также делится между всеми участниками процесса, так же как и оплата статьи. Мне представляется, что на сегодняшний день это большая сложность, как сделать так, чтобы молодежь могла и легко участвовала в научных публикациях?» — отметила Клименко.

Продолжая свое выступление, член ОП РФ сказала: «Следующий механизм развития научной школы — это патент. Он позволяет человеку очень быстро заявить себя в науке и закрепить свои достижения. Четвертый механизм — это участие в конференциях, при этом также высокого уровня, это статусные мероприятия международного уровня. Заинтересованность в этих конференциях существует, ее нужно культивировать, и она особенно важна для молодежи. Сейчас многие мероприятия (выездные молодежные лагеря, форумы и т.д.) проходят больше в досугово-развлекательной форме, нежели в научной. Важно, чтобы этот интерес был облечен в форму научных «тусовок», — сказала Клименко.

Поводя итоги, Татьяна Клименко отметила, что основные аспекты развития научных школ — это публикации, конференции, участие в грантах, а также поиск и нахождение своей темы для будущей научной работы.

«Самое интересное в жизни и самое увлекательное — это быть исследователем, и нет ничего интереснее этого, на мой взгляд», — подчеркнула общественница.

Также участники круглого стола отметили, что сейчас активно развивается направление детско-юношеских лабораторий, где ребята могут себя попробовать в роли робототехника, физика, конструктора, инженера и других профессий.

Минобрнауки России ранее предлагало создавать своего рода «эксплуаториумы». Таким образом, дети приобщаются к исследовательской деятельности, и в течение 20 лет можно решить задачу новой инженерной элиты через научно-техническую деятельность молодого поколения. В данном процессе прослеживается связь поколений, когда ребенка приобщают к науке и исследовательской деятельности и ведут его всю жизнь. Эксперты и общественники читают, что в данном случае можно восстановить те традиции, которые ранее были в стране и помогали развивать науку.

По итогам круглого стола планируется подготовить аналитический документ с рекомендациями.

*h-индекс, или индекс Хирша — наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего первоначально для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности ученого, группы ученых, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Образование, Татьяна Клименко

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться