RSS Eng

15 марта, 2017

RSS

Печать

Нотариальные услуги доступны?

Лица с ограниченными возможностями здоровья рассказали в ОП РФ о проблемах в получении услуг нотариуса

Нотариальные услуги доступны?

Круглый стол «Нотариат и общество на пути перемен» в Общественной палате РФ был посвящен предоставлению нотариальных услуг в России. Он собрал как представителей профильных министерств и ведомств, так и нотариусов, и потребителей их услуг — граждан с ограниченными физическими возможностями.

Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева напомнила, что обсуждение проводится по инициативе межрегиональной общественной организации «Центр содействия развитию нотариата» с целью обсуждения проблем, с которыми сталкиваются граждане, обращаясь к нотариусу.

В частности, пояснила Лидия Михеева, Общественную палату РФ волнует доступность нотариальных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также для малообеспеченных категорий граждан.

Президент МОО «Центр содействия развитию нотариата» Валентина Любимова отметила, что сейчас фактически все частные нотариусы в стране на первое место ставят свои предпринимательские интересы, каждый год происходит повышение тарифов, причем они по стране разные. Она призвала Минюст обратить на это внимание.

Кроме того, Валентина Любимова отметила, что множество россиян сталкивается с невозможностью вызвать нотариуса на дом, а такие услуги ряду категорий граждан просто необходимы, подчеркнула эксперт. Она рассказала, что такой вызов может стоить от 5 до 20 тысяч рублей; множество нотариусов и вовсе считают возможным называться «невыездными» и отказывать в услуге выезда. Есть проблемы с доступностью контор. Институт нотариата живет без государственного контроля, сетует она.

Представитель клуба «Сергий» Сергиево-Посадского района, инвалид-колясочник Елена Туркина подтвердила, что зачастую нотариальные конторы находятся на 2-3 этажах зданий, не приспособленных для доступа маломобильных категорий граждан. Она также рассказала, что скидки инвалидам фактически не предоставляются, большинство нотариусов — «невыездные», сообщается об этом не сразу.

Президент РОО «Объединение переводчиков жестового языка» и практикующий переводчик Лилия Ионичевская рассказала, с каким проблемами сталкиваются глухие и слепоглухие. Их обязывают приходить с переводчиком, хотя не всем они по факту нужны, при этом переводчика зачастую пытаются заставить подписать документы за клиента, если они, например, слепоглухие. Она также подтвердила существование проблемы с вызовом нотариуса на дом. Лилия Ионичевская предложила на государственном уровне избавить инвалидов от необходимости оплачивать как услуги переводчика, так и выезд нотариуса.

Директор СЖД «Марьино» Наталья Ахрамеева поделилась результатами небольшого исследования, пытаясь вызвать нотариуса для заверения завещания (в СЖД «Марьино» живут пенсионеры, практически все они — инвалиды, средний возраст — 80 лет). «Все 6 нотариусов района Митино отказались выезжать на дом. Практически все нотариусы СЗАО ответили так же, тем самым начисто лишив большую часть пенсионеров возможности и права нотариального заверения», — отметила Наталья Ахрамеева.

Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик рассказал, что зарегистрированных жалоб на институт нотариата от инвалидов практически нет, поэтому складывалось ощущение, что и проблем тоже нет. Он отметил, что нотариат — это социально ответственный институт, созданный для защиты граждан, и призвал озвучивать жалобы и предложения в письменных обращениях в Федеральную нотариальную палату через сайт. «Мы не можем обязать всех нотариусов оборудовать свои конторы пандусами, но стараемся учесть поступающие сигналы», — отметил Константин Корсик.

В свою очередь Лидия Михеева выразила готовность от лица Общественной палаты России осуществлять мониторинг таких обращений и реакции Федеральной нотариальной палаты на них.

Член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко озвучила цифры, согласно которым большая часть нотариальных контор в стране оборудована перилами, пандусами и лифтами, причем делают это нотариусы за собственный счет.

Советник министра юстиции РФ Мария Мельникова поблагодарила ОП РФ и участников за возможность дискуссии и отметила, что проблема кроется еще и в правовой безграмотности, от которой, кстати, и призвано защищать нотариальное сообщество. Она пояснила, что необходимость визита в нотариальную контору во многом связана с защитой самих граждан от обмана.

Мария Мельникова рассказала и том, что Минюст реагирует на обращения граждан и наказывает недобросовестных нотариусов. Касаясь работы с социально незащищенными категориями граждан и тарифов на эти услуги, она заверила, что Минюст уделяет этим вопросам большое внимание.

Лидия Михеева заявила о начале работы по общественному контролю за реализацией прав и возможностей лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных категорий граждан: «Мы открываем „окно“ для таких сообщений через сайт Общественной палаты РФ и просим представителя Минюста выделить сотрудника для помощи в обработке этих обращений. Это только начало такой деятельности, мы будем работать со всеми жалобами на нарушение права граждан на юридическую защиту».

Свои обращения по поводу качества нотариальных услуг, оказываемых инвалидам и малообеспеченным гражданам, вы можете оставлять здесь. По каждому обращению будут проводиться мероприятия общественного контроля.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Лидия Михеева

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться