RSS Eng

27 апреля, 2017

RSS

Печать

Новые форматы в воспитании молодежи

В Общественной палате РФ обсудили патриотическое воспитание и начитанность современных школьников

Новые форматы в воспитании молодежи

На сегодняшний день в школах и вузах страны накоплен немалый педагогический опыт, направленный на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся в новых исторических условиях жизни российского общества. Он требует своего выявления, квалифицированного осмысления и дальнейшего распространения в среде педагогов. Необходимо меняться и идти в ногу со временем — именно об этом и говорили эксперты на круглом столе в рамках форума, посвященного празднованию 870-летия Москвы, «Диалог науки и школы: Москва как центр общественно-политических событий».

Активно обсуждались вопросы патриотического воспитания, так как школа не может не принимать участие в данной сфере жизни. Член Комиссии ОП РФ Роман Дощинский рассказал о понимании данного вопроса: «Патриотическое воспитание не может рассматриваться отдельно от патриотического обучения. Много говорят о законопроекте, который касается патриотического воспитания граждан Российской Федерации и вызывает большие споры. Наверное, никто не сомневается, что патриотизм — это стержень нашего общества. Но нужен ли для этого закон, который будет наказывать? Разве может быть патриотизм подчинен закону?»

Возможно, стоит решать данный вопрос иными способами, стараться проводить как можно больше патриотических мероприятий, таких как «Бессмертный полк» или «Вахта памяти», говорит член ОП РФ.

Роман Дощинский коснулся и непосредственно образования и знания школьников. В обществе слышится возмущение тем, что дети не знают истории или плохо разбираются в искусстве, не знают географического расположения многих объектов.

Член ОП РФ предложил обсудить инициативу введения обязательного экзамена по россиеведению, который объединит историю, географию, художественную культуру и литературу.

«Продолжает беспокоить ситуация с третьим обязательным экзаменом, который наши школьники должны будут сдавать в 2020 году. К базовым экзаменам по русскому и математике добавляется иностранный язык. По результатам анкетирования среднестатистический школьник не готов к сдаче иностранного языка на том уровне, которого требует ЕГЭ. К тому же наблюдается огромная пропасть между школьниками в крупных городах и селах. Наша Комиссия выступила с инициативой подобрать адекватную замену экзамену по иностранному языку», — пояснил Роман Дощинский.

Также в рамках форума участники коснулись и темы начитанности. Наша страна всегда считалась читающей, однако в последнее время это утверждение все больше подвергается сомнениям. Эксперты вспомнили цитату из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Во всяком случае, положение, при котором искусство вообще и литература в частности является достоянием (прерогативой) меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим».

Роман Дощинский отметил, что, несмотря на изменчивый современный мир, литература все еще должна идти в народ, в массы, как это говорили раньше. Если же литература становится прерогативой элитарной части общества — это признак нездорового общества.

«Именно поэтому так остро сегодня стоит вопрос литературного просветительства. Но как бы то ни было, Россия по-прежнему литературоцентрична, так как у нас действительно много писателей, существует и культ писательства. Стала популярна Московская книжная ярмарка на Красной площади, но таких мероприятий все еще не хватает в регионах. Педагоги и библиотекари должны идти в ногу со временем, не могут они находиться в стороне от достижений науки и технологий», — подытожил член ОП РФ.

Научный руководитель инновационного проекта ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования «Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приемов медиапроектирования» Ольга Мачехина рассказала о своем видении данной ситуации: «Что мы можем сделать, чтобы поддержать в стране статус читающей? Ведь это наша гордость, взрослые по-прежнему читают. А вот как читают наши дети сейчас — этот вопрос волнует нас больше всего. К примеру, у нас работает инновационный проект „Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению“. Мы видим возможность с помощью данного проекта осмыслить поступки и события, чтобы создать собственную видимость мира и сформировать свою позицию читателя. То есть научить детей относиться личностно к тому, что они читают».

При этом все эксперты утверждали, что необходимо идти в ногу со временем и, возможно, где-то догонять молодое поколение. Нельзя говорить, что читать на телефоне или планшете нехорошо: у каждого свой формат. Нужно отталкиваться от экранного чтения и развивать культуру чтения с новыми возможностями. Следует развивать любовь к чтению через гаджеты и современные технологии, признали эксперты.

Коснулись и темы современной экранизации литературных произведений, многие из которых, по мнению экспертов, бывают откровенно «мыльными». «Рубленый» монтаж, столь популярный в современной медиакультуре, учит детей такому же мышлению. Также эксперты отметили, что в России проблема детского нежелания читать всплывает очень поздно, когда ребенок идет в школу. Но если до школы его не учили воспринимать текст, то впоследствии ему будет сложно что-либо читать, поэтому проблему нужно выявлять на ранних стадиях.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Роман Дощинский

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться