RSS Eng

15 ноября, 2017

RSS

Печать

Детское кино в России: противостоять рынку или идти на поводу?

В ОП РФ обсудили проблемы детского кино в России и возможности его развития в современных экономических условиях

Детское кино в России: противостоять рынку или идти на поводу?

Тема детского кино — одна из самых проблемных зон в отечественном кинематографе. Больных вопросов множество, и они не решаются с самого начала перехода страны на рыночную экономику.

По словам участницы круглого стола ОП РФ «Детское кино в России как модель развития экономического сектора», кинорежиссера и общественного деятеля Натальи Бондарчук, заявленная проблема стоит с самого развала советского кино.

«Я участвовала в 50 конференциях о том, что делать с детским кино. Вопрос кричит уже много лет, а воз и ныне там... Мы прикормили людей, которые прокатывают американский кинематограф и имеют от этого колоссальные прибыли. А у нас нет проката, нет возможности влиять на телевидение — оно нас никак не поддерживает. Без поддержки государства детское кино не будет развиваться», — заявила она.

Прошедший в ОП РФ круглый стол — только первое мероприятие по данной проблематике. По словам Дениса Кириса, зампреда Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия, Комиссия продолжит заниматься детским кино уже в рамках специальной рабочей группы, в которую войдут кинематографы, актеры, режиссеры, киноведы, экономисты и другие эксперты этой сферы.

«Нам необходимо разработать именно экономическую модель развития детского кино, которая будет приносить прибыль, потому что если нет прибыли, то и не будет развития. И важно также, чтобы кино снималось в расчете на конкретного потребителя — детей и родителей. Мы соберем все предложения и подготовим резолюции. Одна пойдет в Госдуму, другая — в Совет Федерации», — подчеркнул Кирис.

Создание рабочей группы по детскому кино — своевременное и актуальное решение, которое может предложить Общественная палата РФ. Для всех участников дискуссии ценность детского национального кино неоспорима. С одной стороны, все когда-то были детьми и помнят, какое впечатление в том возрасте производило на них качественное кино, а с другой стороны, все стали родителями и на личном опыте понимают, как важно, но трудно сегодня найти качественную альтернативу контенту, который их дети потребляют из интернета через гаджеты.

«У меня четверо детей, — говорит актер Игорь Петренко. — Сам понимаю, что чем больше я ими занимаюсь, тем больше мне есть о чем сказать. Любую тему можно сделать интересной и качественной. Взрослым нужно сформулировать то, о чем они хотят сказать детям. Кино должно помогать родителям воспитывать детей. Я лично вспоминаю юношеский фильм „Бум“ о первой любви, который произвел на меня сильное впечатление. Но сейчас нет такого кино».

Алексей Покровский, руководитель Ассоциации детского кино — организации, которая только начинает свою деятельность, — напомнил, что современные дети растут быстрее и воспринимают информацию тоже быстро.

«Наша ответственность как родителей — дать им качественную информацию для их развития. Это касается не только детского кино, но и молодежных программ», — сказал он.

Алексей Покровский указал и на одну из основных проблем детского контента: по сути, его не существует: «Очень рано дети начинают переходить на взрослый контент, и при этом зарубежный. Для категории с 8 до 19 лет альтернативы нет».

По его словам, отсутствие хорошего детского молодежного контента отражается на качестве жизни детей и подростков. На них обрушивается информационный поток, который бывает не всегда достойным, а дети в силу возраста не умеют его фильтровать.

Личными тревогами относительно того, куда движется детско-юношеская отечественная киноиндустрия, поделилась Елена Ямпольская, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Она вспомнила про фильм «Последний богатырь» — лидер сегодняшнего проката.

«Фильм мне понравился. Великолепные актеры, великолепная работа художников. Вроде все персоналии наши, но... так не относятся к нашей земле. Это не наш фильм. Сейчас пришло время, когда проекты в кино нужно оценивать не с точки зрения кассы, а по тому, как они будут влиять на душу ребенка», — сказала она.

По словам Елены Ямпольской, зарубежный продукт нужно не запрещать, а вытеснять своим, но только очень качественным и талантливым. «Индустрия — это когда на каждой точке производства находится очень талантливый и умелый человек. Это проблема кадров и их воспитания. И надо призвать государство, наконец, этим заняться», — заявила она.

Участники дискуссии сошлись на единой точке зрения, что детский контент обязательно должен быть качественным, чтобы его действительно захотели смотреть. Денис Кирис напомнил, что за 10 лет было снято 77 детских фильмов, но про них никто ничего не знает.

На его вопрос ответил Борис Машковцев, директор студии «Союзмультфильм», который отметил, что, начиная с 2000 года, киноиндустрия пыталась внедриться на рынок, на котором не умела играть.

«Мы не можем перенести опыт ХХ века и советской системы киноиндустрии, потому что живем в рыночной экономике. Мы поняли, что независимо от государственных механизмов рыночные механизмы оказывают большее влияние. На интересы зрителя с позиции государственной воли влиять невозможно. Зрителя обмануть нельзя. Мы, российские продюсеры, не знаем, как снимать семейное кино», — сказал он.

По его словам, детский рынок кино мал. А у детей большие запросы к форме. «Форма — это то, на что уходят большие ресурсы: дорогие сценаристы, операторы, режиссеры. Когда мы делаем что-то для внутреннего рынка, то контент проваливается», — отметил Машковцев.

Он рассказал также об опыте студии, которая, чтобы выправить ситуацию, стала привлекать зарубежных консультантов. По его мнению, большинство отечественных продюсеров непрофессиональны с точки зрения маркетинга и существенно отстают от трендов, в то время как дети живут в совершенно новой медиасреде.

«Как только мы стали привлекать зарубежных коллег, у нас появился состоятельный контент. Европейцы решают те же проблемы, что и мы. Базовые ценности у нас одинаковые, отличается только культурный код. Они также противостоят Голливуду, который выходит на все рынки одновременно», — отметил эксперт.

Участники дискуссии неоднократно упоминали об опыте французского кино. С точки зрения большинства там выстроена идеальная система. С одной стороны, ведется хорошая работа по производству качественного национального контента, а с другой — имеется сильная государственная поддержка.

Об этом рассказала киновед и телеведущая Екатерина Мцитуридзе. Она отметила, что большую роль в решении проблемы может сыграть телевидение.

«Насколько они смогут умерить свою алчность и проявить добрую волю к детскому контенту, предоставив ему эфирное время? Наиболее близкая нам система во Франции, где детскому кино уделяется огромное внимание. Когда выходит фильм для детей, то ему создаются особые условия в национальном прокате. Только после этих шагов мы сможем претендовать на международные рынки», — рассказала она.

К разговору о ценностях вновь вернул участников круглого стола отец Всеволод Чаплин, который напомнил, что экономика — не единственная проблема в детском кино.

«Кино может вернуть будущее нашему народу. На экранах должны быть настоящие любовь, честность, жертвенность, семья, целомудрие. Нужно исключить потребительство, эгоизм и легкие отношения полов. Нам важно проговорить свои ценности, не боясь спорить ни с кем. Нам нужно не бояться национального культурного лица нашего кино. Если у французского кино, которое успешно отбивается от Голливуда, есть это лицо, то почему у нас не может быть? Примитивно понятые рыночные ценности приведут к невзыскательному зрителю», — заключил он.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Культура, Денис Кирис

Актуальный комментарий

Телеканал RT исключили из сетей вещания в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе

  • Александр Малькевич

    15.10.2018

    Александр
    Малькевич

    «В честной конкурентной борьбе у fake news нет никаких шансов противостоять российским журналистам»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться