RSS Eng

29 ноября, 2017

RSS

Печать

Модернизация педагогического образование: вызовы цифрового века

В МПГУ обсудили развитие педагогического образования

Модернизация педагогического образование: вызовы цифрового века

28 ноября в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) прошел совместный круглый стол Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки и МПГУ на тему «Современные стратегии развития содержания и технологий педагогического образования».

Со вступительным словом выступила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ Людмила Дудова. Она, в частности, отметила: «Завершен второй этап реализации программы модернизации педагогического образования. Однако вопросов по развитию педагогического образования как важнейшего образовательного кластера по-прежнему немало. Необходима серьезная научная проработка подходов к формированию содержания педагогического образования, отвечающего вызовам цифрового века и сохраняющего традиции отечественной подготовки кадров для системы образования».

На круглом столе также выступил Владислав Сериков, заместитель директора Института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО). Докладчик сосредоточился на специфике и гуманистической природе педагогической деятельности. По его мнению, миссия педагога направлена на наследование культуры, сохранение человеческого в человеке, на формирование главной его способности — быть субъектом жизнедеятельности в социуме и научиться адекватно переживать свои действия.

Как отметил спикер, педагога можно сравнить с художником, однако художник создает образ в искусстве, в то время как педагог создает образ реального живого человека. В педагогической работе важно учитывать внутренние психологические мотивы поступков и действий обучающегося. Необходимо обучать педагогической деятельности, отдельно выделяя ее как целостность. Главное в педагогической деятельности — опыт быть личностью.

По мнению докладчика, необходимо совершенствовать методики преподавания школьных предметов, чтобы заинтересовать детей: «Зачастую предметная деятельность неприложима к реальной ситуации, нужно учить и показывать гибкие образы реальности».

Надежда Шарай, директор ГБОУ города Москвы «Школа № 1504», Заслуженный учитель РФ, в своем выступлении отметила наиболее острые, с ее точки зрения, проблемы в области подготовки будущих учителей: «Сегодня выпускники педагогических вузов не имеют опыта заполнения электронного журнала. Зачастую они не имеют навыков поурочного планирования, навыков отбора учебного материала. В этой связи необходимо менять подходы в педагогической практике. Необходимо вернуть практику под эгиду методистов. Упор должен быть сделан на индивидуальные достижения студента, на учет их личностных достижений и полученный ими практический опыт в педагогике».

Надеждой Шарай также был поднят вопрос о необходимости повышения престижа профессии учителя в обществе.

Людмила Дудова обратила внимание присутствующих на необходимость законодательного совершенствования механизмов проведения педагогической практики. В контексте данной проблематики спикер, в частности, отметила: «Сегодня важно проработать виды и содержание педагогической практики. Важно учитывать положительный наработанный опыт отечественной педагогической школы, когда на первом курсе педагогических вузов практику вела кафедра педагогики, потом к педагогам подключались психологи, а потом подключались методисты-предметники».

Тамара Березина, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина МПГУ, затронула тему актуальности приведения образовательных программ подготовки педагогов в соответствие с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также отметила, что «скоротечность изменения некоторых законодательных актов вызывает хаос в системе образования в целом».

По мнению спикера, «сегодня пока не сформулирована научная, научно-практическая основа реформирования педагогического образования, его модернизации. Нет органа или структуры, который проводил бы глубокий психолого-педагогический, философский, социально-экономический анализ происходящих изменений. Изменения в существующей системе образования, к сожалению, пока проходят без учета предыдущего опыта реформирования и функционирования системы подготовки педагогических кадров.

Изучая опыт зарубежных стран, следует отметить, что с учетом включенности в Болонский процесс система педагогического образования носит у них национально-региональный характер. Сегодняшняя нацеленность на глобализацию образования далеко не достаточна, важно, какой получится продукт для страны».

Спикер обратила внимание присутствующих на целесообразность разработки стратегии развития педагогического образования и поддержала идею необходимости создания федерального института развития педагогического образования.

Тамара Березина также упомянула о необходимости повышения статуса и престижа профессии педагога: «Проводимые реформы слабо либо никак не помогли социально-культурному статусу учителя, что не может быть нормой. Имиджевая, социальная ценность педагогической профессии недостаточно просматривается. Повышение зарплаты не единственная социальная мера, в которой нуждается наша страна при поддержке педагогического образования и конкретного учителя. Сегодня доля выпускников вузов, остающихся работать в школе, социальной сфере, по разным регионам колеблется от 10 до 75 процентов. В систему образования должны приходить лучшие выпускники, педагогически одаренные абитуриенты. Важно развивать духовно-нравственный компонент в содержании высшего педагогического образования, который слабо в нем представлен».

Спикер также озвучила и некоторые актуальные проблемы оптимизации педагогической практики и модернизации структуры непрерывного педагогического образования: «Необходимо совершенствовать систему социального партнерства, вспомнив положительный опыт реализации педагогической практики в прошлом, когда школы были партнерами педагогических вузов с соответствующим статусом стажировочных и экспериментальных площадок. Педагогическую практику необходимо конкретизировать, обратив внимание на ее содержание. Целесообразно законодательно проработать позицию школы как работодателя, определить ее место и роль в подготовке выпускника педагогического вуза.

Вместе с тем за несколько лет обучения в вузе студент не может всему научиться, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу обеспечения непрерывного педагогического образования».

Говоря о проблемах обеспечения процесса синхронизации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего педагогического образования с профессиональными стандартами и ФГОС общего образования Людмила Дудова, в частности, добавила: «Не стоит к процессу подготовки кадров для системы образования относиться как к простому овладению ремеслом, иначе мы можем выйти на того ремесленника, который школе тоже не будет нужен».

Спикер также отметила: «Отсутствует пока единый свод нормативно-правовой базы непрерывного педагогического образования. Нуждается в совершенствовании законодательство, регулирующее практическую подготовку педагогов. Сдерживающим фактором усиления практической подготовки педагогов является отсутствие соответствующих финансовых возможностей у вузов, а также неготовность школ принять практикантов, поскольку на уровне законодательства этот вопрос пока не урегулирован». Член ОП РФ подчеркнула необходимость создания структуры, которая в полной мере взяла бы на себя все стратегические вопросы развития педагогического образования.

О ценностных ориентациях современной молодежи рассказал в своем выступлении игумен Киприан (Ященко), ответственный секретарь направления «Духовное образование в Русской православной церкви» Международных рождественских образовательных чтений, заместитель сопредседателя оргкомитета кинофестиваля «Лучезарный ангел», директор центра дополнительного образования Московской духовной академии, главный редактор журнала «Покров».

Спикер, в частности, отметил: «Согласно результатам междисциплинарного исследования ценностных ориентаций студентов российских вузов, в большинстве случаев наблюдается мотивационный парадокс, тупик: учебная мотивация молодежи понижается, современные студенты ничего не хотят — ни денег, ни статуса».

В этой связи он привел примеры используемых в рамках реализации программ магистратуры в Московской духовной академии передовых практик, способствующих осмыслению современной молодежью традиционных ценностей. Так, о. Киприан в своем выступлении подробно остановился на опыте проведения фестивалей притч с использованием технологии «Сами снимаем кино», где магистранты представляют собственные фильмы о важных вещах в нашей жизни через призму притч. По его мнению, «медийность является неотъемлемой частью сознания молодежи, на медийность мы ответили нашим содержанием, направив творческую энергию молодежи на притчи». Он также рассказал об использовании технологии экспедиции, погружающей студентов в другую традиционную реальность и позволяющей лучше осмыслить опыт святоотеческой традиции.

В качестве примера положительной практики формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения о. Киприан привел опыт проведения среди российских вузов олимпиад по духовно-нравственной культуре.

Докладчик рассказал о сотрудничестве Московской духовной академии с МПГУ, где в условиях реализации программ совместной магистратуры осуществляется опыт двойного научного руководства диссертациями как со стороны светских педагогов, так и со стороны духовенства.

По его мнению, критерием успеха проводимых реформ в сфере образования является опора на традиционные ценности: «Есть традиционные ценности, которые не меняются, именно на этих ценностях целесообразно выстраивать стратегию развития образования».

Виктор Басюк, заместитель президента РАО, заведующий кафедрой психологии развития МПГУ, затронул в своем выступлении организационные проблемы системы подготовки педагогических кадров, а также подробно рассказал о перспективных механизмах изменения содержания педагогического образования. Отдельно он остановился на таких направлениях совершенствования в этой области, как развитие модульной системы проектирования учебного плана; модернизация педагогической практики и возвращение форматов практикумов; разработка модуля подготовки студентов к воспитательной работе; развитие электронной образовательной среды современного высшего педагогического образования; создание устойчивых элементов преемственности систем среднего профессионального образования, высшего образования и системы повышения квалификации.

Спикер также подчеркнул, что «для полновесного введения этих направлений требуется серьезная кропотливая работа, начиная с формирования и совершенствования нормативно-правовой и содержательной базы».

В круглом столе приняли участие преподаватели московских и региональных вузов, ученые, педагоги системы общего и дополнительного образования, директора школ, представители Российской академии образования, независимые эксперты, члены Общественной палаты РФ, сотрудники СМИ, руководители НКО.

На заседании круглого стола прозвучали не все заявленные выступления, однако тезисы докладов всех участников мероприятия войдут в сборник материалов круглого стола.

Подводя итоги круглого стола, его участники отметили важность и актуальность данной темы и приняли рекомендации в адрес ответственных государственных структур и институтов, направленные на улучшение качества педагогического образования и подготовки кадров для сферы образования.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Людмила Дудова

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться