RSS Eng

30 ноября, 2017

RSS

Печать

Медийная грамотность поможет противостоять радикализму

Эксперты обсудили проблемы медийно-информационной грамотности

Медийная грамотность поможет противостоять радикализму

29 ноября в Московском педагогическом госуниверситете (МПГУ) прошел совместный круглый стол Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки и МПГУ на тему «Медийно-информационная грамотность в условиях радикализации общественных отношений».

В работе круглого стола приняли участие преподаватели и студенты вузов РФ, ученые, педагоги системы общего и дополнительного образования, представители органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, независимые эксперты, члены Общественной палаты РФ, руководители НКО.

Спикеры отметили высокую актуальность обсуждаемой проблемы, роль и значение медийного образования в предупреждении экстремистских течений и снижении уровня радикализма в медиасреде.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова в своем выступлении дала оценку состояния современного медиапространства и обозначила направления развития системы медиабезопасности для подрастающего поколения.

«В условиях жесткой информационной войны, которая ведется против Российской Федерации сегодня, вопросы развития медийного образования, формирования медийных компетенций обучающихся являются важной государственной задачей. Решение этой задачи во многом зависит от того, какие действия, направленные на профилактику и предупреждение агрессии в информационной среде, предпримут государство, общество, система образования. Сегодня мы наблюдаем радикализацию медиасреды, в том числе в вопросах межконфессиональных, межнациональных отношений. Медиатехнологии способны многократно усилить любой информационный эффект, агрессия в информационной среде в условиях информационной войны против России наносит мощный удар по менталитету нации. Необходимо готовить педагогические кадры, способные иметь представление о медиатехнологиях и владеть ими, обладать компетенциями, позволяющими научить пользоваться этими технологиями своих учеников», — подчеркнула Дудова.

Она также отметила, что в современных школах и вузах уже создаются медиацентры, требуется серьезный подход к формированию перечня компетенций педагогов в сфере медиатехнологий в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, в системе повышения квалификации учителя.

«Важно обратить внимание на использование медиатехнологий, работающих на предупреждение и нейтрализацию негативных последствий, предупреждение радикализма в молодежной среде. Готов ли сегодня учитель говорить об этом? Не уверена. Современных детей сегодня воспитывает медиасфера, а мы в этом пространстве не появляемся и не формируем соответствующие навыки пребывания в этом пространстве у наших школьников», — отметила она.

Заведующая кафедрой медиаобразования, руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ Ирина Жилавская в своем выступлении подчеркнула, что методом смягчения радикальных настроений в обществе может стать открытый диалог всех участников социальных отношений, государственных структур и общественных объединений, системы образования, культуры, массовых коммуникаций. Для такого диалога нужен новый язык, новые средства коммуникации, которые вырабатываются с помощью медийно-информационного образования. Задача нового образования стоит сегодня как никогда остро, поскольку мир оказался перед непростым выбором своей будущей стратегии — дальнейшей эскалации насилия и информационных войн либо конструктивного диалога и сотрудничества. И медийно-информационная грамотность может способствовать поиску нового объединяющего языка.

Татьяна Мурована, программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, выступила с докладом на тему «Медийно-информационная грамотность и противодействие радикализации: подход ЮНЕСКО». Она рассказала о разработанных экспертами ЮНЕСКО мерах, направленных на повышение информационной грамотности пользователей интернет-пространства, прежде всего молодежи. Речь шла о разработке и реализации образовательных программ, направленных на формирование навыков критического мышления, цифровой грамотности, развитие активной гражданской позиции, о необходимости расширения возможностей педагогов в рамках реализации образовательных программ по медиаграмотности.

Тема противодействия использованию языка ненависти в медиасреде, по мнению спикера, «является межведомственной, и достичь результатов возможно лишь совместными усилиями, поэтому сектор культуры ЮНЕСКО также подключен к этой работе».

Член Совета управляющих Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Университет Тампере, Финляндия) Тапио Варис отметил в своем выступлении возрастающую зависимость людей от информации, которую предоставляет медиасфера. По его словам, если журналисты официальных традиционных СМИ или СМИ в сфере мейнстрима следуют определенным профессиональным этическим стандартам, то контент соцсетей неподконтролен, и именно оттуда зачастую распространяются радикализм и агрессия. Он также подчеркнул, что, когда речь идет о компетенции педагога, нельзя забывать и о профессиональной журналистской этике.

Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Департамента медиа Национального исследовательского института «Высшая школа экономики» Анна Качкаева представила вниманию аудитории доклад на тему «Медиаграмотность как драйвер развития „критической автономии“ „человека коммуникационного“». Она дала оценку проблеме нарастающей некритичности мышления людей в современном обществе, опираясь на результаты социологических опросов школьников и студентов, проведенных американскими университетами.

Спикер привела следующие данные: «82 процента американских подростков не видят разницы между оплаченным контентом и обычными текстами. В медиаконтенте они ориентируются в основном на большие яркие изображения». По мнению спикера, «учить медиаграмотности необходимо начиная с юности — всех, независимо от возраста».

Елена Пучкова, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии МПГУ, подробно остановилась на проблематике психологической безопасности подростков в интернете. Она привела результаты проведенного МПГУ опроса современных российских подростков, большинство из которых от четырех до восьми часов в день находятся в интернет-пространстве. Докладчик отметила, что сегодня можно говорить об интернет-активности детей как о форме их существования, новом стереотипе поведения. Для современных подростков характерна клиповость, некритичность мышления. По мнению спикера, чтобы обезопасить детей и подростков от деструктивного влияния интернета, необходимо повышать квалификацию школьных учителей, преподавателей вузов, родителей.

Константин Аршин, представитель Центра развития гражданского общества Государственного университета управления, в своем выступлении подробно рассказал о степени распространенности и влиянии радикальных движений в сети интернет. Как подчеркнул докладчик, «задача подготовки квалифицированных кадров в области медиаобразования стоит достаточно остро, однако их подготовка занимает четыре-пять лет», в то время как «такие специалисты нужны уже сейчас».

Алексей Николов, первый заместитель главного редактора телеканала RT, в своем выступлении рассказал об опыте использования телеканалом RT возможностей Сети 2.0 в условиях реализации твиттер-проекта 1917_LIVE в целях повышения интереса молодежи к истории страны, а также приобретения подрастающим поколением навыков осмысления исторических событий и выстраивания конструктивного диалога с оппонентами.

Мехрибан Садыгова, президент Федеральной национально-культурной автономии «АзерРос», член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, отметила исключительную важность медиаобразования, медиапросвещения общества, медийно-информационной грамотности детей, подростков и молодежи. Как отметила спикер, общество должно знать, как функционируют СМИ, каковы возможности СМИ и каково их воздействие на общество и на молодежь. Медиаобразование должно быть встроено в систему школьного образования, высшего образования, в особенности педагогического образования. Медиаграмотность в образовательной среде способствует укреплению межнациональных отношений.

Галина Трофимова, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, заместитель председателя правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, выступила с докладом на тему «Лингвистические аспекты информационной безопасности в условиях радикализации общественных отношений». По ее мнению, сегодня особенно актуально введение в образовательные программы вузов курсов (модулей) по лингвистической безопасности печатных и электронных СМИ. Спикер подчеркнула, что язык является одним из главных факторов формирования культуры общества, и рассказала об уровнях лингвистической опасности в информационном пространстве — начиная от речевой агрессии и до лингвистического экстремизма.

Зачастую интернет-пользователи, по ее мнению, просто не знают о том, что за лингвистический экстремизм законом предусмотрено наказание, вместе с тем существует и другая проблема — законы имеют сложный язык, их нормы сформулированы достаточно противоречиво и требуют упорядочения и прояснения.

Максим Корнев, доцент кафедры телевизионных радио- и интернет-технологий института масс-медиа Российского государственного гуманитарного университета, представил доклад на тему «Фактчекинг как инструмент снижения радикализации общественных отношений».

Как отметил спикер, мы живем в состоянии «постправды», когда факты в современном обществе имеют меньшее значение, чем эмоции людей. Фактчекинг — это набор подходов для проверки информации СМИ. В условиях цифровой прозрачности, когда неправда рано или поздно открывается, быть честным выгодно. Сегодня доверие аудитории и репутация конвертируется в успешность. Массмедиа необходимо брать на себя ответственность за то, что они публикуют.

Подводя итоги круглого стола, участники отметили высокую актуальность темы и приняли рекомендации в адрес ответственных государственных структур и институтов, направленные на повышение уровня медиабезопасности, медийно-информационной грамотности в условиях радикализации общественных отношений, а также развитие и совершенствование системы медиаобразования в современном обществе.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Людмила Дудова

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться