RSS Eng

21 декабря, 2017

RSS

Печать

Опорные вузы: от образования до влияния

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Университеты в региональных системах образования. Опыт опорных вузов»

Опорные вузы: от образования до влияния

Открывая обсуждение, член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Николай Рассадин напомнил о том, какие изменения произошли в российском высшем образовании за последние годы: «Мы прожили интересное 30-летие. Помните время, когда у нас было только три варианта: университет, академия и институт. Позднее начал набирать силу процесс университизации нашего образования. Появилось понятие „отраслевой университет“, а классические университеты стали настаивать на своей самости. Держались академии и институты, но процесс пошел».

Результат всех этих изменений сегодня можно оценить словом «бардак», отметил член ОП РФ. Ведь в итоге каждый университет стал считать, что может открывать любые специальности — «все имели право на все».

Сейчас, подводя итоги этих процессов, можно признать: у нас нет сильной нормативной базы.

«Такая база нужна для того, чтоб успокоить ситуацию и привести ее к некоторой стабильности. Практика оказывается богаче предположений», — подчеркнул Николай Рассадин.

В свою очередь Общественная палата РФ не должна ограничиваться одним круглым столом, а должна проводить выездные заседания по вопросам образования, а возможно, подготовить большую конференцию по этим вопросам.

Ректор САФУ имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова остановилась на роли опорного университета в жизни региона: «Если вуз расположен на определенной территории, то он и отвечает за эту территорию. Перед опорным университетом стоят три задачи: обеспечить качественное образование на нестоличной территории, выстроить взаимодействие с органами власти и одновременно обеспечить приток абитуриентов из других регионов и сократить отток из данного региона. Университет должен быть драйвером развития территорий. Надо понять, как можно развивать эту роль и распространять успешные практики».

Также Елена Кудряшова сделала в своем выступлении акцент на работе кафедр, которые создаются на предприятиях для подготовки специалистов.

«Важно развивать сетевые программы: обозначить стандарты, разработать систему подготовки. Нужен эффективный анализ рынка труда со стороны органов исполнительной власти. Пока основную роль играет краткосрочное планирование, когда у нас нет перспективы на будущее, например, мало кто сегодня может дать свои наработки до 2030 года. Иногда руководство региона охотнее заказывает работы за пределами региона, а не у себя, в домашнем регионе», — напомнила спикер.

Директор проектного офиса ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Владимир Прокохин говорил о том, что результате трансформации университета удалось добиться хорошей динамики привлечения абитуриентов из соседних регионов, и одновременно местные абитуриенты активно поступают и учатся у соседей — в Москве, Туле, Белгороде и Липецке. Он также рассказал о стратегических проектах университета.

Первый проректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» Михаил Ширяев сосредоточился на вопросах, которые появились прямо во время предыдущих выступлений: «Мы постарались определить, в чем мы являемся драйвером развития региона. Нижегородский регион — это регион промышленный, у нас активно развивающаяся высокотехнологичая промышленность. Мы единственный полноценный вуз, который готовит технических специалистов на нижегородской земле. Стоит отметить и высокие показатели целевой подготовки кадров. Ценность целевой подготовки возрастает, когда мы связываем эту работу с другими механизмами. У нас сегодня 15 базовых кафедр. И есть планы по этой форме интеграции с промышленностью на будущее. Например, механизмы базовых лабораторий предприятий в вузе. Уже сейчас у нас есть примеры лабораторий, которые не имеют аналогов в мире».

Ректор ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» Александр Наумов признал, что в случае Костромы подвижкой к созданию опорного университета послужил страх потери высшего образования. Но теперь необходимо работать еще активнее, чтобы и развиваться, и становиться сильным игроком в национальной системе образования.

«Статус опорного университета не есть гарантия счастливого будущего. Мы формируем национальную систему образования, занимая с ней конкретное место», — подчеркнул Наумов.

Ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» Евгений Шахматов также поддержал тезис о том, что роль опорного, да и любого университета не ограничивается только образованием: «Любой университет региона, который берет на себя миссию по развитию региона, — это опорный университет. Без него регион не может решать многие проблемы».

Ректор ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» Анатолий Косых предложил задуматься над тем, какой смысл нужно вкладывать в понятие «опорность»: «Система оценки становится все более субъективной. И об этом руководство Министерства образования заявляет на программном уровне. Но возможность и развитие — это величины неизмеряемые. Получается, что самым эффективным показателем становится „нравится — не нравится“».

А о том, что университет должен все-таки начать играть важную роль в образовании региона, говорят не очень приятные цифры региональных опросов: 50 процентов учителей в школах не смогли найти материалы, которые могли бы продемонстрировать примеры проявления героизма в годы Великой Отечественной войны в своем регионе, 92–97 процентов школьников не смогли назвать известных людей из региона. Участники дискуссии согласились с тезисом о том, что здесь и должен сыграть свою роль университет, которому под силу улучшить эти показатели.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Образование, Николай Рассадин

Актуальный комментарий

Путин заявил о продлении программ поддержки детей с орфанными заболеваниями

  • Александр Ткаченко

    28.10.2020

    Александр
    Ткаченко

    «Сейчас очень важно не просто выделить дополнительные ресурсы, а создать систему лекарственной поддержки детей, которая обеспечивала бы бесперебойность и оперативность поставок»

  • Наталья Починок

    28.10.2020

    Наталья
    Починок

    «Сегодня закладываются принципы создания и функционирования системы оказания медицинской помощи орфанным больным на годы вперед»

Путин поручил выделить регионам 10 млрд рублей на средства защиты и тесты на коронавирус

  • Валентина Цывова

    28.10.2020

    Валентина
    Цывова

    «Все пациенты, которые болеют COVID-19 на дому, должны быть обеспечены медикаментами!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться