RSS Eng

29 марта, 2018

RSS

Печать

Обращение общественников к журналистам

Об этических правилах социальной журналистики

Обращение общественников к журналистам

Комиссия ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности и Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций обращается к журналистам с просьбой бережнее относиться к своим согражданам и соблюдать этические правила социальной журналистики, особенно в освещении последствий трагических событий, таких как пожар в Кемерове, унесший десятки жизней.

Принципы, которым рекомендуется следовать:

1. Не навреди

Права и интересы героев журналистских материалов, касающихся любых аспектов жизни социально уязвимых групп (детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями и членов их семей, детей-сирот, семей в трудной жизненной ситуации и др.), являются безусловным приоритетом. Интересы поднятия рейтинга или придания сенсационности не могут превалировать над интересами и правами героев материала из социально уязвимых категорий.

Задача журналиста — избегать причинения страданий, переживаний, дискомфорта или вреда детям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями или жизненными обстоятельствами.

При подготовке материала о детях важно избегать создания образа детей и публикации фото- и видеоизображений, которые вторгаются в информационное пространство детей с информацией, причиняющей им вред.

2. Учитывай последствия

Работая с людьми с инвалидностью, тяжелобольными детьми или семьями в трудной жизненной ситуации, детьми-сиротами или с ньюсмейкерами из любых социально незащищенных групп, журналист должен учитывать последствия, которые будет иметь его материал, причем не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе, сводя возможность риска для ньюсмейкеров до минимума.

Так, подробный рассказ о переживаниях родителя погибшего ребенка или ребенка в тяжелом состоянии с фотографиями и медицинскими подробностями привлечет внимание аудитории сегодня, но в дальнейшем может полностью разрушить многомесячные усилия психологов по реабилитации семьи после смерти ребенка.

3. Относись с уважением

Относись с уважением к состоянию больных, обездоленных и пострадавших от бедствий, к их личной жизни и к окружающим героя материала людям: к сотрудникам учреждений, оказывающих помощь, к родным и опекунам ньюсмейкера.

Уважай личное пространство героя репортажа или статьи. Во взаимодействии с тяжелобольными детьми особенно важно уважение личных границ и ощущение безопасности общения с журналистом. В личное пространство человека входит и его инвалидная коляска — прикосновение к ней равнозначно прикосновению к телу.

Избегание стереотипов, сенсационной подачи материала, неоправданного сгущения красок, психологической агрессивности также относится к соблюдению принципа уважения к героям материала.

4. Проверяй достоверность

Проверять достоверность фактов, даже если нет времени и поджимают сроки, — не только право, но и обязанность журналиста.

Задача журналиста — обеспечить независимую проверку информации, предоставленной героями репортажа, относящимися к социально уязвимым категориям, и принять меры предосторожности, чтобы не подвергать риску предоставившего информацию.

5. Не внушай ложных надежд

Журналист не должен давать обещаний («приду завтра», «поищу тебе компьютер» и т.д.), которых не сможет выполнить; не имеет права советовать средства лечения, высказывать прогнозы и давать оценку результатам терапии.

6. Избегай лоббирования

Журналист должен остерегаться стать прислужником лоббируемых интересов, избегая распространения информации рекламного или коммерческого характера.

7. Соблюдай право на конфиденциальность

Раскрытие персональных данных и визуальной информации не должно нанести какой-либо вред ньюсмейкеру, в том числе в отдаленной перспективе, что особенно актуально для детей уязвимых категорий и членов их семей.

Оформляй информированное согласие на использование персональных данных, фото- и видеоизображения героев репортажа. Нужно пользоваться лишь дозволенными и честными методами для получения иллюстративного материала для репортажа, при этом заручившись согласием героя материала или его опекуна.

В случае раскрытия в СМИ информации, в том числе визуальной, о полностью или частично недееспособных гражданах, в том числе детей, согласие должно быть получено от лиц или организаций, исполняющих функции опекуна. При этом владелец используемых персональных данных и/или исполняющие опекунские функции должны быть заранее и полностью информированы не только о способах использования и распространения этих данных, но и о возможных негативных последствиях и рисках. Важно проверять полномочия организации или человека, представляющего интересы и/или выступающего от имени детей, семей или представителей любой уязвимой категории.

8. Соблюдай авторское право

При использовании в журналистском материале рисунков, поделок, стихов, фотографий и любых других результатов творчества ньюсмейкеров и любых граждан, включая детей, не забывайте об авторских правах, которые должны быть соблюдены.

9. Подготовьтесь и дайте подготовиться героям вашего репортажа или статьи

Предварительная подготовка важна не только для журналиста. Перед общением заранее предупредите об интервью или подготовке материала, расскажите о целях и задачах беседы, расскажите о возможности выбрать одежду, прическу.

Постарайтесь заранее узнать, какие вопросы или темы могут быть трудными, неприемлемыми или травмирующими для героя вашего материала. Например, детям с тяжелыми заболеваниями трудно обсуждать темы личной жизни, диагноза, прогноза жизни, отношения к смерти или болезни. Учитывайте мнение специалистов, оказывающих помощь герою репортажа.

Герой репортажа хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека, а не носителя тяжелого заболевания или иллюстрацию социальной проблемы.

10. Если у вас возникают вопросы, проблемы, в том числе психологические, не стесняйтесь обратиться к психологам, представителям социально-психологической службы или специалистам, работающим с героями вашего материала.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться