RSS Eng

29 марта

RSS

ѕечать

ћит€ јлешковский: Ђ‘андрайзинг Ч это не €дерна€ физика, это доступно каждомуї

»звестный блогер и благотворитель провел на форуме Ђ—ообществої мастер-класс по эффективному сбору средств дл€ Ќ ќ

ќ том, как находить финансирование дл€ своих проектов, говорили на втором дне форума «—ообщество» в јстрахани. Ётой теме, волнующей большинство общественников и благотворителей, была посв€щена отдельна€ секци€, и расставить все точки над i в вопросах выстраивани€ взаимоотношений с частными донорами помог приглашенный эксперт — журналист и общественный де€тель ћит€ јлешковский. ≈го фонд «Ќужна помощь» уже собрал полмиллиарда рублей на самые разные социальные проекты, реализуемые по всей стране.

 



 

ћит€ јлешковский убежден, что социальные проблемы будут решатьс€ тогда, когда их начнет решать общество, и не нужно ждать, пока их решит власть. ќн откликнулс€ на приглашение ќбщественной палаты –‘ и приехал в јстрахань, где провел мастер-класс «ѕрофессиональный и эффективный фандрайзинг, гарантирующий устойчивое развитие Ќ ќ», рассказав участникам форума о том, где и как брать деньги на свои социальные проекты.

«ƒенег очень много, их нужно просто вз€ть»

«абудьте про фразу: «¬се деньги в ћоскве, у нас денег нет».  аждый раз, когда € приезжаю в любой регион, € слышу эти слова — их произнос€т все и всегда. ƒавайте посчитаем: сколько людей в јстраханской области? ƒа, допустим, около миллиона. ¬ычитаем из них 250 тыс€ч — самых маленьких, самых бедных, самых равнодушных и аморальных. ќстаетс€ 750 тыс€ч. ≈сли каждый из них будет давать по рублю в день, то за мес€ц мы соберем сколько? 22,5 миллиона рублей. «а год — 270 миллионов. «а эти деньги можно два хосписа построить, например. ѕоэтому не надо говорить, что денег нет. ≈сли каждый будет давать рубль, соберетс€ огромное количество денег. ƒенег очень много, их нужно просто вз€ть. —оциальные проблемы будут решатьс€ тогда, когда их начнет решать общество — нам не надо ждать, пока их решит власть.

«Ёто не €дерна€ физика, это доступно каждому»

≈ще один распространенный миф — это убеждение «€ не могу стать фандрайзером». Ќо фандрайзинг — это не бином Ќьютона, в этом нет ничего сложного, это механизм, и даже если вы просто будете следовать его инструкци€м, то у вас будет все получатьс€. Ёто не €дерна€ физика, это доступно каждому.

ћногие считают, что просить деньги стыдно. Ќет, просить — это нормально, вы просите на решение социальной проблемы. Ћюди с радостью дают деньги, готовы давать их больше и давать их, не задумыва€сь (и это плохо — нужно, чтобы все-таки задумывались). ‘андрайзер — это нормальна€, уважаема€ професси€.

«‘андрайзинг — это не только про деньги»

‘андрайзинг подразумевает не только деньги. Ёто про ресурсы: услуги, оборудование, техника, помещение, труд людей.

¬ообще не стоит думать о том, что благотворительность — это просто перемещение денег. «а этими деньгами всегда сто€т судьбы, истории, и чем больше вы будете рассказывать об этих истори€х, тем больше у вас будет получатьс€.

—уществует фандрайзинговый цикл. » в любом случае этот цикл начинаетс€ с анализа проблемы. јктуальный пример — сейчас –оссийский  расный  рест собирает деньги дл€ пострадавших в  емерове. Ќо нужны ли им эти деньги? Ќет. ќни не вернут родител€м их детей. Ќа что им нужны деньги? ¬се расходы — медицинскую помощь, психологическую помощь — им оплачивает государство, все расходы оно вз€ло на себ€. »з бюджета страны выделили огромные деньги на компенсации пострадавшим.

 

 



 

«»спорченную репутацию не отмыть годами»

ќни не сделали анализ проблемы, и так же было и после наводнени€ в  рымске, когда  расный  рест собрал 1 млрд рублей пожертвований пострадавшим. — тех пор к ним есть серьезные вопросы, и не только у мен€. Ќа что они потратили эти деньги? » эту испорченную репутацию не отмыть годами — облажалс€ раз, но про это уже не забудут.

»так, после того как вы проанализировали проблему, вы продумываете, как ее решить. ” вас должна быть стройна€ иде€, и вы должны действовать четко в рамках этой идеи.

ѕосле этого у вас по€вл€етс€ видение, у кого брать денег на решение этой проблемы, это ваша целева€ группа. „ем более четко вы понимаете, кто ваша целева€ группа, тем больше денег вы можете собрать.

«»звлекать уроки — об€зательный момент»

ѕосле этого идет определение целей и задач — возникает понимание того, чего конкретно вы хотите добитьс€. Ќапример, нужно собрать полмиллиона рублей на такой-то проект. «атем вы определ€ете механизмы и инструменты, ищете и отбираете потенциальных доноров.

«атем вы проводите фандрайзинговую активность — в зависимости от того, кто ваша аудитори€. Ќапример, если это бабушки, вы идете в те места, где много бабушек, вы печатаете объ€вление в газете, которую они читают, вы обходите их дома, раздаете листовки в поликлиниках и так далее.

¬ заключение вы проводите анализ полученных результатов и извлекаете уроки — это об€зательный момент, нельз€ этим пренебрегать. ¬ы должны понимать, что у вас сработало на ура, а что нет. ≈сли где-то произошел сбой, вы должны знать, где именно.

«¬ажно получать обратную св€зь, быть в диалоге»

я жертвую очень много денег в разные Ќ ќ, их около 25, € перечисл€ю им деньги каждый мес€ц. » единицы, всего лишь единицы из них пишут мне благодарности, говор€т мне спасибо, а некоторые и вовсе прос€т денег еще.

ƒоходит до того, что € забываю о том, кому € перечисл€ю деньги, — в течение многих мес€цев они ни разу не сказали мне спасибо. ќтправл€ть благодарность в письмах — это же элементарно сделать, это мелочь, но это чрезвычайно важно дл€ доноров. ћы забываем не тех, кто сказал спасибо, а тех, кто спасибо не сказал.

Ќапример, вы можете отправить личное, написанное от руки письмо, где вы говорите спасибо человеку за его пожертвование. » люди это очень цен€т. ¬ажно получать обратную св€зь, находитьс€ в контакте, в диалоге.

 



 

«‘андрайзинг — это вечна€ работа»

ƒл€ устойчивого развити€ важна диверсификаци€ источников. ѕока вы зависите от одного донора, вы в зоне риска, вас и, главное, ваших подопечных легко уничтожить.   вам должны приходить деньги из разных источников. » вы должны посто€нно находитьс€ в поиске новых источников. ƒопустим, вы получили грант. ƒеньги от него закончились — и дальше что? Ќе нужно думать, что фандрайзинг — это кака€-то разова€ акци€: напр€глись разок — и все готово. Ќет. ‘андрайзинг — это вечна€ работа.

«алог успеха любой Ќ ќ — это долгосрочные отношени€ с частными донорами. ¬ам не нужны разовые пожертвовани€. ¬от вам дали п€ть миллионов рублей — окей, вы их вз€ли и потратили. Ёто что, устойчива€ финансова€ система?

«„астных доноров очень много, вы озолотитесь за счет них»

≈сли каждый будет давать по тому же рублю в день — это по 30 рублей в мес€ц. » вы можете набрать таких частных доноров очень много, вы озолотитесь за счет них.

» не нужно списывать это на мою звездность — да, у мен€ тыс€чи подписчиков в соцсет€х, но € знаю очень много никому не известных людей, которые собирают через частные и небольшие, но регул€рные пожертвовани€ миллионы рублей.

ƒеньги к деньгам — да, как ни странно, этот принцип работает и в фандрайзинге.  огда мы говорим донору, что у нас есть уже несколько миллионов рублей, и нам нужно два миллиона от вас, он отвечает: «ќк». “ака€ схема более возможна. ≈сли донор уже давал вам денег, он знает, чем вы занимаетесь, вы уже родные дл€ него, то он легко даст вам еще, нужно только попросить. «десь работает принцип «не попросишь — не дадут».

«ƒают тем, кого хорошо знают»

ѕомните про важность инвестиций. ѕривлечение одного рубл€ окупаетс€ за мес€ц или за два. ¬ажно мониторить эту окупаемость, это измерение вашей эффективности, нужно видеть ее критерии и анализировать их.

 ак показывает практика, если вы вкладываете в фандрайзинг много денег, вы и собираете больше. ” вас должен быть хороший сайт, у вас хороша€ отчетность, хорошо выстроенна€ система работы с форумами. Ќе экономьте на своем фандрайзинге и особенно — на хорошем пиарщике. ƒают тем, кого знают. Ћюди вид€т объ€вление от какого-то неизвестного фонда и думают: «ƒа ну, наверн€ка какие-то жулики». ƒругое дело, если фонд хорошо известен — к примеру, резкий рывок фонд «¬ера» сделал именно после того, как по всей ћоскве по€вились его плакаты.  азалось бы, наружную рекламу невозможно монетизировать, но это не так, известность приносит деньги. ѕоэтому так важен пиарщик, важны инвестиции.

 



 

«ƒонору от бизнеса нужно предложить то, от чего он получит выгоду»

“ак кто же дает деньги, у кого их нужно просить и брать? ¬о-первых, это фонды, некоммерческие структуры, к которыми вы обращаетесь за деньгами. Ёто и ‘онд президентских грантов в том числе. “о есть это те фонды, которые хот€т дать вам денег, в этом и состоит их задача.

¬о-вторых, это государственные организации — они могут передать вам социальный заказ и заплатить за него.

¬-третьих, коммерческие организации. Ёто бизнес. ¬ообще-то бизнес не должен давать деньги на благотворительность, у них нет такой задачи. «¬ы богатые, мы бедные, дайте нам денег» — большинство Ќ ќ говор€т бизнесменам так, и они либо дают какие-то крошки, либо мнутс€ и говор€т, что им нужно подумать. ѕодход должен быть другой, донору от бизнеса нужно предложить то, от чего он получит выгоду. Ќапример, когда вы предлагаете бизнесу схему, по которой он финансирует проект и получает за это какую-то выгоду — пиар, джиар, эйчар, тогда бизнес охотно дает деньги, дл€ него это своего рода инвестици€, котора€ в будущем принесет ему какую-то пользу.

Ќаконец, в-четвертых, — это частные лица, одиночные доноры, про них мы говорили раньше.

«Direct mail — это мегаэффективна€ истори€»

—пособы привлечени€ средств — их множество, назову несколько. Ёто и €щики дл€ сбора пожертвований, и меропри€ти€ разного рода (благотворительные аукционы, например).

ќтдельно про рекламу — про то, за что общество нас часто чмырит. Ќо нам нужно покупать рекламу — покупа€ ее, мы привлекает в дес€тки раз больше средств. –еклама — суперэффективна€ вещь. Ётот инструмент сильно недооценен нашими Ќ ќ.

ѕубликации в —ћ» — тоже способ, но нужно уметь разговаривать с журналистами. —оциальные сети — про них могу говорить очень много, но, думаю, и так все пон€тно.

ѕартнерство с бизнесом — оп€ть же, нужно искать такие методы взаимодействи€, которые выгодны обеим сторонам.

¬олонтерский фандрайзинг — это очень рабоча€ истори€, этим движет дружеска€ мотиваци€, поэтому это результативно и здорово.

Direct mail — это мегаэффективна€ истори€, котора€ показывает чудесные результаты. ѕо сути, это просто рассылка, но это один из самых эффективных инструментов дл€ фандрайзинга. ≈сли у вас есть база доноров, которые уже вас знают, то, просто отправив им письмо, вы можете собирать миллионы.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

“еги: √ражданские активисты

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€