RSS Eng

24 ма€

RSS

ѕечать

»осиф ƒискин: Ђ ритика поправок в закон Дќб образованииУ Ч это политиканские спекул€цииї

„лен ќѕ –‘ об истоках критики законопроекта и грамотной работе национально-культурных автономий

»осиф ƒискин: Ђ ритика поправок в закон Дќб образованииУ Ч это политиканские спекул€цииї

¬ √осдуме сейчас рассматривают поправки в закон «ќб образовании в –‘». √руппа депутатов предлагает сделать изучение государственных €зыков национальных республик делом добровольным, а не об€зательным. Ќапомним, из р€да регионов в парламент в течение последних лет неоднократно поступали сообщени€ от представителей нетитульных наций, которые жаловались, что за отказ от изучени€ таких государственных €зыков начинают штрафовать или даже выживать из школ. ћногие отмечают, что изучение в течение нескольких лет национального €зыка потом не имеет дл€ школьника никакого практического применени€: в быту на нем не общаютс€, делопроизводство не ведетс€. Ёксперты будущие поправки поддерживают. ќднако есть и те, у кого целесообразность изменений вызывает вопросы.

ќ поправках в федеральный закон «ќб образовании в –‘» журналист « омсомольской правды» побеседовал с профессором ¬ысшей школы экономики, председателем  омиссии ќбщественной палаты –‘ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений »осифом ƒискиным.

— »осиф ≈вгеньевич, после внесени€ в √осдуму поправок в закон об образовании в части об€зательного изучени€ национального €зыка пошли разговоры о том, что новый пор€док €кобы будет уничтожать €зыки национальных республик. Ќасколько оправданны такие опасени€?

— я считаю, это больше политиканские спекул€ции. ѕоправки в закон направлены на то, чтобы избавить детей от неосновательного изучени€ €зыка. ѕринуждение в такой тонкой сфере контрпродуктивно. Ќужно понимать, почему именно сейчас по€вилс€ этот закон. –осси€ прошла длительный путь борьбы с автократией, котора€ укрепилась в некоторых республиках в 1990-е. —ложилась группа людей, которые создали себе определенный статус, спекулировали тем, что необходимо уважать национальную культуру, принудительно изучать €зыки субъектов ‘едерации. ¬ регионах возникало социальное напр€жение. Ћюди неоднократно обращались в √осударственную ƒуму, что их заставл€ют изучать чужие национальные €зыки. ѕоправки — это защита от неосновательного принуждени€, защита конституционных прав граждан. Ќа чем построены спекул€ции?  онституционный суд за€вил, что право изучать €зыки субъектов должно быть гарантировано. Ёто никто не ставит под сомнение. Ќо это право, а не об€занность, и речь в поправках идет о возможности любого человека, а точнее родител€, выбрать €зык, который он считает дл€ себ€ и своего ребенка родным. —огласитесь, что это справедливо!

— Ќо ведь вопрос сохранени€ €зыков в –оссии, где проживает более сотни народов, очень актуален. ћолодежь не хочет учить €зык предков, зачастую предпочита€ ему русский. ’ранител€ми €зыка остаютс€ немногочисленные уже бабушки...

— ”вы, действительно есть така€ серьезна€ проблема. ¬ р€де регионов снижаетс€ интерес к национальным €зыкам, уменьшаетс€ область их применени€. ƒа, это проблема. Ќо разве такие вещи можно делать по принуждению? »ли лучше, когда дети делают вид, что учат, а учител€ — что преподают? Ћюбой человек знает: к предметам, которые насаждаютс€ из-под палки, вырабатываетс€ стойка€ непри€знь. Ќичего хорошего из этого не получитс€.  ак решать эти проблемы? —илами гражданского общества. я считаю, что должна быть усилена грантова€ поддержка в направлении по сохранению национальных культур. Ќужно помогать выпускать учебники, литературу, готовить учителей, проводить конкурсы театров, которые делают постановки на родных €зыках. я видел, какие шикарные бывают труппы. Ѕыло меропри€тие в подмосковном Ѕородине, приехавший из  азани молодежный театр показывал спектакль по эпосу «Ўурале» на татарском €зыке. Ћюди в зале сидели не шелохнувшись, завороженные, а потом устроили такие овации!

— ¬ национальных республиках, настаива€ на об€зательном изучении второго государственного €зыка региона, в первую очередь имеют в виду титульную нацию.  ак обеспечить баланс интересов коренных жителей субъекта ‘едерации и других народностей, проживающих на его территории?

—  огда говор€т, что закон губительный дл€ национальных €зыков, это неправда. ≈сли школа имеет возможность преподавать предмет, она будет его преподавать. ≈сли семь€ решит, что ребенок должен изучать национальный €зык, он будет его изучать. » с момента выбора родного €зыка дл€ изучени€ этот предмет дл€ ребенка входит в об€зательную программу! ќн становитс€ такой же частью учебного плана, как и русский €зык, иностранный, математика или географи€.

я бы сказал, что конфликтогенность в этой сфере была до прин€ти€ поправок. –азвитие национальных культур не в принуждении, а в желании реально работать и, конечно, в господдержке.

≈сть прекрасный пример национально-культурной автономии немцев, котора€ создала большую сеть кружков по изучению немецкого €зыка. “акую же работу проводит национально-культурна€ автономи€ “атарстана. ƒети из татарских семей во многих регионах –оссии изучают родной €зык по учебникам, которые печатаютс€ в “атарстане.

— »так, поправки в закон об образовании не отмен€ют изучение национального €зыка. “огда откуда пошло неверное толкование предлагаемых норм?

— ѕросто сейчас завершилс€ процесс вытеснени€ автократических групп внутри республик. –аньше они жили припеваючи, играли на национальных чувствах земл€ков. ј сейчас вектор изменилс€. Ёти люди остаютс€ не у дел, пытаютс€ вернуть хот€ бы частично былое вли€ние и начинают возбуждать общество, которое не всегда знает тонкости. ѕример политиканства — критическое выступление моего коллеги по —овету при ѕрезиденте –‘ по межнациональным отношени€м ћаксима Ўевченко, который пытаетс€ создать из поправок в закон какую-то политическую проблему. я считаю, что вот такие высказывани€ как раз и вызывают межнациональную напр€женность, причем искусственно. Ёта позици€ направлена на разрушение мира и согласи€.

ѕрезидент ¬ладимир ѕутин в …ошкар-ќле на заседании президентского —овета по межнациональным отношени€м вполне пон€тно сказал, что надо деполитизировать этот процесс. ѕоэтому € попросил бы не поддаватьс€ на провокации. ќчевидно, что сейчас наша страна, наоборот, должна сплотитьс€. ј расшатывание вопроса межнациональных отношений внутри страны, наоборот, на руку нашим врагам извне.

»сточник: газета « омсомольска€ правда»

“еги: »осиф ƒискин

јктуальный комментарий

 онсулу –‘ отказали в посещении ¬ышинского

ѕрезидент –‘ встретилс€ с новым главой ќлимпийского комитета –оссии

  • ≈лена »ст€гинаЦ≈лисеева

    22.06.2018

    ≈лена
    »ст€гинаЦ≈лисеева

    «ѕутин чеко поставил основную задачу — восстановление довери€ к российскому олимпийскому спорту»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€