RSS Eng

28 июля, 2018

RSS

Печать

1030-летие Крещения Руси: «праздник как повод задуматься, в каком обществе мы хотим жить»

Члены ОП РФ — о глубинном смысле большого для православного мира праздника

1030-летие Крещения Руси: «праздник как повод задуматься, в каком обществе мы хотим жить»

День Крещения Руси отмечается 28 июля как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси.

Праздник был учрежден президентом России в мае 2010 года, пополнив список государственных памятных дат страны.

В этот день в каждом городе России традиционно проходят торжественные мероприятия. В нынешнем году по всей стране прозвучит праздничный колокольный звон.

Об особом значении юбилейного в этом году празднования Дня Крещения Руси рассказывают члены Общественной палаты РФ.

Владимир Легойда, заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской православной церкви: «По моему глубокому убеждению, в истории нашего Отечества и всех народов исторической Руси нет даты, сопоставимой по масштабу с датой празднования Крещения Руси. Это то событие, которое определило всю последующую жизнь этих народов во всех ее проявлениях: от метафизической до экономической. Это и политика, и искусство в самом широком смысле этого слова, и общественное устройство, и нравственные ценности.

Важность этой даты не может быть утрачена с течением времени, поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к этой дате, чтобы, с одной стороны, понять, кто мы, а с другой стороны, понять, как нам с этим багажом и наследием жить в современном мире и двигаться дальше.

Мне бы хотелось, чтобы все мы сегодня, вспоминая эту важную дату, думали о ней не как о странице из учебника, важной, серьезной, но не личностной, а как о том, что этот выбор, который совершил князь Владимир и вместе с ним и народ, и дружина Киевской Руси, что этот выбор совершаем и мы. Причем совершаем сегодня, когда мы решаем, помочь ли нам тому, кто нуждается, солгать ли нам или сказать правду. Именно эти нравственные ценности и были привиты тогда, поэтому быть наследниками князя Владимира и тех людей, которые первыми приняли христианство на Руси, это значит реализовывать в жизни те ценности, которые составляют суть Евангелия».

Протоиерей Александр Ткаченко, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности: «Поздравляю с величайшим праздником — с Днем Крещения Руси!

Христианство сыграло ключевую роль в становлении российской государственности и сформировало национальное сознание.

Христианство привнесло изменения не только на уровне государства или внешней и внутренней политики. Самые важные изменения произошли в душах людей, в культуре, или, говоря современным языком, в нашем менталитете. С крещением меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. С принятием христианства зло в обществе никуда не исчезло, но оно перестало быть дозволенным и допустимым. Церковь создавала в нашем обществе представление об ответственности каждого за судьбу страны, разрабатывала первые благотворительные программы и вела огромную просветительскую и социальную работу среди тех, кому нужна была помощь.

Именно религиозный выбор русского правителя определил в нашем менталитете ценности милосердия, благотворительности, жертвенности, которые помогли нам выстоять во всех испытаниях, щедро отмеренных России на протяжении ее многовековой истории. Выбор, сделанный в начале Х века, стал для нас не просто выбором религии, но и определил на века уклад жизни, культуру, общественные отношения, сформировал цивилизационный код, позволяющий людям разных религий, взглядов и национальностей жить вместе на одной территории и стать единым народом.

Период в истории, который мы сейчас привычно обозначаем „Крещение Руси‟, ни в коем случае нельзя рассматривать только как событие одной религии. Понимание этого события только как религиозного — это слишком узко, ограниченно и даже неправильно.

1030 лет назад древнерусское общество очень нуждалось в преобразованиях, и Князь Владимир инициировал величайшие изменения в жизни страны, которые коснулась всех без исключения сфер жизни и повлияли на жизнь каждого человека. Говоря в современных терминах, в конце Х века была осуществлена смелая государственная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Нашим современникам может быть затруднительно понять глубинный смысл и значение этого события и невозможно в полной мере оценить сложность, противоречивость и „революционность‟ тех сдвигов в общественном сознании и устройстве, которые были инициированы Князем Владимиром 1030 лет назад.

При этом глубинные преобразования были инициированы руководством страны, которое старательно не допускало иностранного влияния. Не византийские советники „командовали‟ Владимиром, а наоборот. Задумайтесь об одном удивительном историческом факте. Летописи почти ничего не сообщают о Владимире после его крещения. Историки объясняют это тем, что их писали приехавшие византийцы, которые, безусловно, хотели видеть иные результаты крещения страны. Владимир не соглашался с византийцами, когда их советы были полезны только Константинополю и расходились с нуждами Киева. Согласитесь, этот урок Князя Владимира актуален для любого нынешнего политика.

Мне искренне жаль, когда я вижу, что с обывательской точки зрения этот праздник иногда воспринимается так же, как в свое время очередная годовщина октябрьской революции, просто как набор мероприятий.

Как протоиерей Русской православной церкви, я рассматриваю события как явное вмешательство Божие в жизнь русского народа. И неспроста празднование Тысячелетия Крещения Руси стали поворотной точкой в русской истории ХХ века: общество повернулось лицом к церкви, и началось возрождение православия в России.

Как руководитель Комиссии Общественной палаты по благотворительности и руководитель первого в России детского хосписа, я считаю этот праздник отличным поводом для всех нас задуматься, в каком обществе мы живем и в каком хотим жить. Несмотря на то, что на протяжении 10 веков христианство проповедует доброту, сострадание, милосердие, любовь к ближнему, перед нами стоит еще очень много проблем. Нас всех не устраивает отношение к людям в здравоохранении, недостаточными кажутся меры социальной поддержки, раздражает недоброжелательное отношение в транспорте и так далее. Да, медицина у нас зачастую совсем не добрая, не милосердная. Но изменения нужны не в отдельно взятой структуре, а в менталитете общества в целом и каждого из нас. Реформы начинаются в головах и сердцах, и только потом исправляется системная ошибка в системе оказания услуг, будь то медицина или социальная помощь, или пенсионное обеспечение. Менять-то нужно не какую-то часть общества, а отношение к человеку в целом! Работать над этим нужно нам — священникам, философам, поэтам, профессионалам социальной сферы, практикам от благотворительности и каждому человеку, живущему в России. Ведь мы все являемся наследниками тех, кто десять веков назад совершил величайшую реформу и вывел свою страну на высочайший уровень практически в каждой сфере общественной жизни». Подробнее>>

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Роман Просянок), член Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства: «В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1030-летие Крещения Руси. Трудами святого равноапостольного князя Владимира Русь восприняла от Византии христианскую веру и культуру. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что событие Крещения Руси стало поворотным для истории наших народов, поскольку оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило дальнейший путь ее развития.

С тех пор имели место как славные, так и трагические события. Вера Христова усваивалась нашими предками и приносила обильные плоды, но происходило это в очень непростых условиях. Многие пытались отвратить народы Руси от православия. К этому стремились поработители, приходившие с Запада или Востока, этого хотели люди, желавшие построить на земле идеальное общество без Бога, вопреки Его вечному закону. Но народ, принявший христианскую веру, не один раз доказывал верность Спасителю. Смог он вернуться к Нему и после отступления, навязанного жестокими гонителями. Вопреки их „немощным дерзостям‟ сердца и души многих наших соотечественников освящены истиной Христовой. Хранить эту истину и созидать на ее основании личную и общественную жизнь — наш долг и духовная необходимость.

Мы должны усвоить уроки прошлого. И главный из них таков: здание нашей цивилизации не может существовать без евангельского фундамента, на котором оно было возведено. Сегодня многие вновь предлагают нам строить жизнь без Бога. Свободу подчас трактуют как следование любым желаниям, в том числе внушенным человеку извне. Такое понимание свободы может расшириться до пределов, когда она начнет угрожать и естественному нравственному чувству, и долгу перед ближними, и, в конечном итоге, самой возможности говорить правду и поступать по совести.

Нации, утратившие этику самоограничения и служения Богу, Отечеству и ближнему, теряют духовную силу, становятся слабыми и уязвимыми, что влечет за собой угрозу исчезновения и печальную перспективу уступить свое место другим, духовно более сильным. Современный мир сталкивается со многими бедами: преступностью, терроризмом, ростом количества самоубийств, абортами и распадом семей, алкоголизмом и наркоманией, разрушением окружающей среды и социальной несправедливостью, одиночеством и душевными страданиями многих людей. Преодолеть эти невзгоды возможно на пути возрождения веры в Бога, который готов даровать прощение грехов и благодатную помощь для новой жизни и отдельным людям, и целым народам. Крещение Руси — это животворный источник, питающий нас доныне и дающий силы созидать жизнь стран-наследников исторической Руси, на основе вечных ценностей, полученных нами от Бога и соединяющих нас духовными скрепами. Эти ценности и обусловленное ими миропонимание внешне отразились в культуре наших народов, включая изобразительное искусство, архитектуру, литературу, образование, семейный и хозяйственный уклад, отношение к природе и многое другое, что формирует общность единого духовного пространства наследников Святой Руси.

На протяжении истории судьбы народов, духовно рожденных в Киевской купели, складывались по-разному. В прошлом они жили в едином государстве, простиравшемся от Балтийского моря до Черного, от Галиции до Волги. В иные периоды некоторые из этих народов находились под иноземным владычеством, входили в состав других государств. Долгое время мы вместе жили в одной большой стране, а сейчас в нескольких суверенных государствах. Но неизменно существовало и ныне существует наше духовное единство, сохраняемое благодатной силой Божией и общностью нравственного идеала, проповедуемого и оберегаемого Русской православной церковью.

Святая Русь жива до тех пор, пока она верна выбору, сделанному равноапостольным князем Владимиром, пока сохраняет свое духовное единство, пока помнит и молитвенно чтит наших общих святых. И если мы сбережем это единое наследие и духовное родство, у нас есть будущее».

Теги: Александр Ткаченко, Роман Просянок, Владимир Легойда

Актуальный комментарий

Внесен законопроект о налоговых льготах для пострадавших от ЧС и терактов

  • Сергей Щетинин

    16.09.2019

    Сергей
    Щетинин

    «Этот законопроект должен помочь гражданам наладить свою жизнь после таких больших потрясений, как ЧС»

В Минпромторге считают, что в 2020 году алкоголь разрешат продавать через интернет

  • Султан Хамзаев

    16.09.2019

    Султан
    Хамзаев

    «У тех, кто продвигает эту инициативу, одна очевидная цель — заработать сверхдоходы любой ценой. О последствиях никто не думает»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться