RSS Eng

23 августа, 2018

RSS

Печать

Зонирование и использование земель: тонкости нового законопроекта

Законопроект о видах разрешенного использования земельных участков проанализировали на общественных слушаниях в ОП РФ

Зонирование и использование земель: тонкости нового законопроекта

В Общественной палате РФ в формате общественных слушаний был рассмотрен проект Федерального закона №496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков). 

Модератор дискуссионной площадки, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, рассказал, что целью законопроекта является установление единообразного порядка определения видов разрешенного использования земельных участков, сокращение количества споров в связи с возникающими на сегодняшний день противоречиями в этой сфере.

«Мы знаем, что земельные отношения вызывают серьезные дискуссии, к которым нужно относиться внимательно. Земля — это тот ресурс, который играет большую роль в развитии экономики и жизни конкретного гражданина. Без земли ничего нельзя построить, нельзя создать никакой инфраструктуры», — сказал он. 

Любые изменения в земельном законодательстве затрагивают интересы разных слоев населения, и от того, как урегулированы земельные отношения, зависит, будет ли та или иная территория урбанизированной или аграрной, каковы будут перспективы развития этой территории, подчеркнул общественник.

«Не случайно споры, которые возникают вокруг изменений в земельном законодательстве, связаны с тем, каков регламент использования земли, каков ее правовой статус, что, соответственно, с этой территорией будет», — отметил Андрей Максимов.

Член ОП РФ напомнил, что ранее проводились общественные дискуссии о том, стоит ли отменить деление земель на категории. Подобное предложение вызывало неоднозначную реакцию. 

«Сегодня мы идем по пути более гибкого и конкретизированного в законе установления видов разрешенного использования земельных участков. Обсуждаемый сегодня законопроект разработан во исполнение поручения правительства РФ от 5 апреля 2017 года. Этот проект закона масштабный и затрагивает много отраслей, и нам с вами надо подумать, в каком виде он нам нужен и что в нем, возможно, нужно скорректировать», — сказал Максимов. 

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин отметил, что работа по отмене категорий и переходу к зонированию земли не прекращена. На этот счет есть поручение Президента РФ, и работа в этом направлении продолжается. 

«Концепция, предлагаемая этим законопроектом, многим знакома, эти положения были выделены из состава ранее вносимого в Госдуму законопроекта по отмене категорий земель. Основная цель принятия этого документа — совершенствование механизма определения видов разрешенного использования, исходя из зонирования. На практике возникает много вопросов, связанных с тем, что арендатор в одностороннем порядке не может менять вид разрешенного использования земельного участка в обход арендодателя. Законопроект как раз и направлен на то, чтобы четко установить ситуации, при которых арендатор сможет беспрепятственно менять вид разрешенного использования», — сказал Василий Корякин.

Он также рассказал о том, что на сегодняшний день уже упрощен переход из одного вида разрешенного использования земельного участка в другой, исключения составляют перечисленные в законе земельные объекты: особо охраняемые природные территории, защитные зоны и др. 

Корякин добавил, что данный законопроект, с одной стороны, предлагает комплексное решение существующих проблем, а с другой — повышает гибкость принятия решений в вопросах земельных отношений.

Андрей Максимов рассказал, что Комиссия ОП РФ проводила экспертный опрос, в котором принимали участие палаты субъектов РФ, собирала замечания и предложения по этому законопроекту. Участники выявили, что законопроектом исключается возможность для органов местного самоуправления влиять на развитие своей территории. 

Василий Корякин ответил, что такое противоречие существует в Градостроительном кодексе и 131-м Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но обсуждаемый законопроект не затрагивает данный аспект. 

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин в свою очередь особо обратил внимание участников на регулирование строительства объектов недвижимости на землях крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

«Московская область активно развивается и по количеству сделок недвижимости превышает Москву и Санкт-Петербург, поэтому для нас очень остро встает вопрос использования земельных участков для КФХ, но в этом законопроекте ничего об этом не сказано. Считаю, что важно четко регулировать использование земель для КФХ», — сказал Разин.

Он рассказал, что на территории Московской области официально зарегистрировано девять тысяч КФХ, а реально действующих из них — не более тысячи.

«Непонятно, как вести контроль на практике, это вопрос неурегулированный. Мы предлагаем не давать земли фейковым КФХ, которые не ведут реально свою деятельность, и не разрешать им использовать землю под строительство недвижимости. Надо четко регулировать деятельность КФХ. Предлагаем утвердить жесткие критерии строительства домов на землях КФХ: только одно жилое строение с определенными параметрами, нельзя межевать землю и строить коттеджные поселки», — заявил Андрей Разин.

Василий Корякин согласился и предложил на следующем заседании рабочей группы, созданной при Минэкономразвития РФ, рассмотреть именно этот вопрос и высказать свои предложения. 

Заместитель директора департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Роман Шуранов считает, что предоставление земельных участков крестьянско-фермерским хозяйствам позволит привлечь людей к развитию села, но важно контролировать строительство жилых домов на этих землях.

«Земельные участники для КФХ будут предоставляться без проведения торгов. Напомню, что в регионах 40 процентов неиспользованных земель сельхозназначения, и мы считаем, что упрощение механизма получения земли для КФХ будет способствовать увеличению миграционных потоков в село», — подчеркнул представитель Минсельхоза РФ.

Подводя итоги встречи, Андрей Максимов отметил, что общественниками и экспертами законопроект поддерживается в той части, где он систематизирует и повышает гибкость правового регулирования земельных участков, но все высказанные замечания и предложения войдут в итоговую резолюцию и будут учтены при подготовке следующего варианта документа.

Теги: Андрей Максимов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться