RSS Eng

26 сентября

RSS

Печать

Выбор и честная конкуренция: социальные услуги в руках бизнеса и НКО

В ОП РФ прошли общественные слушания законопроекта о госзаказе на оказание услуг в социальной сфере

Выбор и честная конкуренция: социальные услуги в руках бизнеса и НКО

Разработанный Министерством финансов РФ законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» рассмотрели на общественных слушаниях в ОП РФ 25 сентября. Документ призван расширить возможности для доступа бизнеса и НКО к оказанию социальных услуг, которые граждане получают бесплатно.

«ОП РФ уже не раз обращалась к этому законопроекту: первые общественные слушания проходили еще в 2016 году, когда появилась начальная версия документа. Было много сомнений, но с тех пор прошло много времени, закон был очень сильно переработан, он пилотировался в нескольких регионах и показал уже на конкретных примерах, что он может работать», — сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

Она отметила, что, когда несколько лет назад принимали закон об основах социального обслуживания (ФЗ-442), во многом именно с подачи Общественной палаты РФ были внесены правки, которые предусматривают участие в оказании социальных услуг негосударственных поставщиков, то есть некоммерческих организаций и бизнеса.

«Это был первый реальный шаг на пути разгосударствления социальных услуг, который был сделан благодаря активной позиции Общественной палаты», — подчеркнула Тополева-Солдунова.

«Как и раньше, мы стараемся содействовать тому, чтобы социальные услуги становились более качественными, чтобы наши граждане были удовлетворены этими услугами, будь то услуги в сфере социального обслуживания, в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и так далее, — продолжила общественница. — А для того, чтобы услуги были качественными, нужна конкуренция между поставщиками, потому что до недавнего времени было так, что единственными поставщиками таких услуг были бюджетные учреждения, а контролировал их только учредитель — орган государственной власти того же субъекта РФ или муниципалитета. Конечно, это никакой конкуренции не способствовало».

Говоря о проблемных точках, Елена Тополева-Солдунова отметила, что в регионах развитие в этой сфере происходит неравномерно: «Есть регионы-чемпионы, есть середнячки, а есть совсем отстающие. Совсем скоро будет опубликован рейтинг, и мы увидим, кто занимает лидирующие позиции, а кто отстал. Но мы видим, что в регионах-передовиках внедряются инновационные механизмы привлечения негосударственных организаций на рынок социальных услуг — как, например, сертификаты, которые дают возможность потребителю самому делать выбор поставщика той или иной услуги. Но почему-то эти же механизмы не внедряются в других регионах».

По ее словам, закон создает новые возможности и легализует те инструменты, которые появились в последнее время в некоторых регионах: «Закон говорит: да, так делать можно — и разъясняет, как именно можно применять эти механизмы».

Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров отметил, что политическая задача разгосударствления сферы социальных услуг, а также повышения доступности таких услуг и их качества поставлена давно, и рассказал, что мешает ее выполнению.

«Иногда высказывается точка зрения, что ничего менять не надо и отраслевое законодательство уже содержит для этого все необходимые нормы, вопрос только в желании или нежелании их выполнять. Но есть и противоположная точка зрения, что в явном виде эта норма нигде не прописана, поэтому делать ничего не надо», — сказал он.

Он рассказал, что законопроект содержит несколько принципиальных нововведений, которые позволяют обеспечить равные условия оказания государственных услуг. Среди них равная стоимость оказания госуслуги для всех участников, независимо от организационно-правовой формы ее исполнителя; возможность заключения соглашения об оказании услуг на период, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств;  выведение государственных услуг, оказываемых в рамках социального заказа, из-под налогообложения НДС.

Замминистра отметил, что законопроект повышает прозрачность и открытость предоставления госуслуг.

«Как только закон вступит в силу, каждый орган, отвечающий за госуслуги, должен будет ежегодно публично утверждать объем социального заказа и размещать его на соответствующих ресурсах», — подчеркнул Лавров.

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева еще раз подчеркнула, что «это тот законопроект, в работе с которым ОП РФ достигла больших успехов». «Нам удалось найти с разработчиками документа хороший дружеский контакт, и все наши замечания, изложенные в наших заключениях и резолюциях, по большей части были учтены. Самое главное, что в течение этих двух лет нам удалось вместе проработать, обдумать и прочувствовать концепцию, из которой этот документ исходит», — рассказала она.

«Так, в соответствии с Конституцией РФ, Россия — это социальное государство. Эти слова все понимают по-разному, но надо понять и привыкнуть к тому, что сейчас эти слова не означают, что государство обеспечит какими-то услугами всех и каждого, напрямую принесет их в каждый дом. Нет, оно выступает в качестве организатора поставки этих благ в семьи россиян. И теперь благодаря инициативе Минфина становится все более очевидно, что такой подход и есть единственно правильный. Не когда перед тобой стоит государственное учреждение, никак не заинтересованное в качестве работы, а когда перед тобой стоит на выбор несколько инициативных творческих социальных предпринимателей и бизнес-структур, с которыми ты по своему собственному выбору взаимодействуешь», — убеждена Михеева.

Она заключила, что важны не столько обсуждения деталей и тонкостей текста законопроекта, которые проходили на протяжении последних двух лет, сколько продвижение к этой новой парадигме.

«Ведь мы давно уже в ней находимся, нам нужно до конца ее понять и обеспечить людям эту возможность выбора», - отметила Лидия Михеева.

Теги: Лидия Михеева, Нулевые чтения, Поддержка некоммерческих организаций, Елена Тополева-Солдунова

Актуальный комментарий

Госдума приняла закон о налоге для самозанятых

  • Илья Семин

    16.11.2018

    Илья
    Семин

    «Это более продуманная и удобная реформа по легализации самозанятых, чем предыдущая»

  • Артем Кирьянов

    16.11.2018

    Артем
    Кирьянов

    «Самозанятым гораздо выгоднее платить четыре процента налога, чем штрафы» 

Госдума приняла в первом чтении проекты о смягчении статьи об экстремизме

  • Александр Малькевич

    16.11.2018

    Александр
    Малькевич

    «Мы полностью поддерживаем данную инициативу. Наша комиссия провела ряд мероприятий именно по вопросам либерализации статьи об экстремизме»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться