RSS Eng

14 декабря, 2018

RSS

Печать

«Музыкальному образованию надо помочь найти рычаги для эффективного и продуктивного развития»

В ОП РФ обсудили перспективы музыкального допобразования

«Музыкальному образованию надо помочь найти рычаги для эффективного и продуктивного развития»

В Общественной палате РФ 14 декабря прошел круглый стол «Развитие и перспективы в дополнительном образовании по специальностям деревянных, медных духовых и ударных инструментов», на котором представители исполнительных и законодательных органов власти, эксперты из числа музыкантов, педагогов и общественников рассмотрели проблемы развития дополнительного образования по данным специальностям и перспективы создания детского духового оркестра.

В майском указе Президента РФ в числе национальных целей и стратегических задач отмечено формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; внедрение национальной системы профессионального роста педагогов. В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» поставлены задачи по изменению инфраструктуры и содержания дополнительного образования для подрастающего поколения.

Дискуссии о перспективах дополнительного образования по специальностям деревянных, духовых, медных и ударных инструментов дал старт заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис.

«Это наше национальное искусство, которое сегодня испытывает проблемы. Предлагаю вам, профессионалам, поговорить по этому предмету, чтобы вы конструктивно высказались, что происходит в системе, на какие аспекты надо обратить внимание. А задача Общественной палаты — мнение сообщества, граждан донести до органов государственной власти», — сказал модератор круглого стола.

Эксперты отметили, что духовое искусство в России, традиции которого берут начало еще во времена Петра I, всегда было на высоком уровне, практически в каждой школе были детские духовые оркестры. Сегодня эти традиции поддерживает Благотворительный фонд развития культуры имени Юрия Должикова, который ежегодно проводит Международный конкурс молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах.

«Популярность конкурса говорит о том, что направление не умирает, но ему надо помочь найти рычаги для эффективного и продуктивного развития. В рамках фестиваля создан детский духовой оркестр, в котором участвуют лауреаты этого конкурса — а это 250 человек от семи до 20 лет, — уникальный и интересный проект. Собрав палитру мнений и понаблюдав за участниками, могу сказать, что одно из важных средств для привлечения внимания к этому виду искусства — создание детского национального духового оркестра», — считает президент Благотворительного Фонда имени Юрия Должикова Элла Должикова.

Большая проблема сегодня — найти хорошего духовика — трубача, тромбониста, валторниста. Снизился уровень подготовки современных музыкантов, профессия перестала была престижной, в том числе из-за невысокой оплаты этого труда, рассказал генеральный директор Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз» Александр Клевицкий.

«Многие хотят петь. В этом отношении политика наших СМИ — телевизионных каналов, интернета — крайне неверная, на мой взгляд. Считаю, что все деятели культуры, известные музыканты должны кричать: “Караул!” — и это не пафос, а объективные трудности, с которыми сталкивается культура. Поэтому конкурс Должикова, возможно, залог будущего профессии», — сказал он.

Среди причин, способствующих падению престижа профессии музыканта-духовика, эксперты назвали перекос интереса в сторону одних инструментов и невостребованность других; дороговизну качественных музыкальных инструментов. Насущная проблема — преобладание уровня владения инструментом над общим музыкальным развитием и снижение уровня профессиональной подготовки вообще.

Эксперты отметили, что игра в коллективе, в оркестре воспитывает большое количество навыков, но нельзя забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. И тут на первый план выходит профессиональная квалификация педагога, который проходит с будущим музыкантом весь цикл обучения, в том числе профессиональная подготовка руководителей духовых оркестров.

Музыкальное образование в России делится на три ступени, напомнила заведующая духовым отделением детской школы искусств имени Римского-Корсакова Снежана Завзина, — это школа, училище и консерватория. И начинать надо с реформы школьных образовательных программ, школьной системы музыкального образования. Одним из мотиваторов повышения интереса к музыке в целом она видит в создании духовых оркестров в школах: «Сейчас активно развивается коллективный спорт, коллективное творчество. Более демократичного оркестра, чем духовой, не найти. Создать их не так сложно, но нужно какое-то указание сверху».

Денис Кирис напомнил, что в национальном проекте «Культура», который будет реализовываться в ближайшие шесть лет, заложены расходы в том числе и на закупку музыкальных инструментов.

«Надо поднимать этот вопрос. В отрасли, на которой держится наша национальная культура, сложилась сложная ситуация, нужны политические, в том числе и финансовые, решения. Деньги есть, надо, чтобы их выделили туда, куда нужно, с учетом мнения экспертного сообщества», — сказал общественник.

Теги: Денис Кирис

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться