RSS Eng

25 марта

RSS

Печать

Рынок сертификации: общественники против лишних административных барьеров

В ОП РФ дали оценку постановлению правительства, регулирующему рынок сертификации

Рынок сертификации: общественники против лишних административных барьеров

22 марта в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Как обеспечить эффективное функционирование рынка сертификации?». Особое внимание было уделено проекту постановления Правительства РФ, опубликованному на портале правовой информации, «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и об их исключении из него».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что документом предполагается создание нового межведомственного совета, который будет контролировать эффективность функционирования участников рынка сертификации. По мнению общественницы, новый орган станет своеобразной дополнительной искусственной надстройкой, создающей лишь административный барьер для развития бизнеса.
 
Евгения Уваркина отметила, что для эффективного роста российской экономики необходимо ликвидировать противоречия, существующие на сегодняшний день в законодательстве.
 
«Я не говорю сейчас только об аккредитации, а в целом о законотворчестве. Мы в палате с экспертами проанализировали документы, начиная с верхнего уровня, стратегии и национальных проектов, и заканчивая нижним — нормативными и подзаконными актами, некоторые сохранились еще с советских времен. Все вместе они показывают абсурд нашей нормативной базы. Мы должны, выполняя поручение Президента Владимира Путина, разобраться в этом и оставить только те документы, которые реально способствуют развитию отрасли и нашей страны в целом», — сказала Евгения Уваркина.
 
Эксперт в сфере оценки соответствия Андрей Шалунов считает, что в дополнение к многоступенчатой, сложной и апробированной процедуре аккредитации органов по сертификации, предлагается ввести процедуру включения аккредитованных лиц в национальную часть единого реестра, которая устанавливает дополнительные, практически невыполнимые для участников рынка требования и критерии.

По его мнению, принятие обсуждаемого документа повлечет за собой негативные последствия для рынка сертификации: так как добросовестные участники рынка вынуждены будут уйти с него, а те, кто останется — повысят стоимость своих услуг и увеличат сроки выдачи сертификатов. В результате все это приведет к тому, что участники отрасли будут обращаться за услугами в другие страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) — и это в свою очередь может подорвать экономику России.

Другим ожидаемым результатом является увеличение бюджетных расходов на содержание государственных структур и обслуживание их функционирования, сокращение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, действующих сегодня на этом рынке. Ожидается рост цен на потребительские товары практически всего спектра, поскольку стоимость сертификации включается в стоимость товара для конечного потребителя.
 
Начальник управления контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анна Мирочиненко отметила, что проект постановления не был направлен в их ведомство для рассмотрения и анализа, но ФАС готова в сжатые сроки дать свои комментарии и заключения по документу.
 
«Рассматриваемый документ затрагивает не только сферу АПК, но и весь спектр товаров и услуг, где требуется сертификация. Мы знаем, что часто услуги по выдаче сертификатов оказывает малый и средний бизнес, поддержка которого является приоритетным направлением политики нашего государства, что закреплено в указах Президента РФ. С нашей точки зрения, данное постановление идет в разрез с этим направлением», — сказала Анна Мирочиненко.
 
Заместитель директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Вдовин в своем выступлении отметил, что данный проект постановления был разработан в рамках ФЗ-412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также в соответствии с требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза.
 
«Мы долго работали над этим документом на площадке Евразийской экономической комиссии, чтобы представить его в правительство. При разработке мы учитывали мнение бизнеса, который говорил о необходимости введения отдельных процедур нотификации и контроля исполнения международных стандартов качества, оказываемых услуг, так как это позволит навести порядок на рынке услуг по сертификации и оценки соответствия. 
 
Вероятность удорожания стоимости услуг по сертификации считаю позитивным моментом, потому что это позволит убрать с рынка недобросовестных участников, которые в погоне за низкой ценой не выполняют соответствующих исследований (испытаний) и измерений продукции перед выдачей сертификатов», — прокомментировал Александр Вдовин.
 
Говоря о необходимости создания межведомственного совета, Александр Вдовин сказал, что новый орган позволит беспристрастно принимать решения и исключить коррупционные риски, а также факторы лоббирования.
 
Евгения Уваркина высказала противоположную точку зрения. Она подчеркнула, что беспристрастности принятия решений надо добиваться четкими едиными для всех нормативами, а не созданием дополнительных административных органов.
 
«Мне крайне удивительно, что Минэкономразвития сегодня так говорит об этом. Обычно это то ведомство, которое смотрит на цифры, экономику и на логику», — сказала член ОП РФ.
 
Комментируя ситуацию со стороны федерального органа, начальник управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Росаккредитации Андрей Стариков заявил, что введение дополнительных мер позволит выявить и ликвидировать с рынка компании, проводящие исследования перед выдачей сертификата только на бумаге.
 
«Мы анализируем деятельность предприятий, занимающихся выдачей сертификатов соответствия, и выявляем индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза. Мы проводим сравнительный анализ и понимаем, что компания со штатом в 12 человек не может проводить необходимые исследования продукции в разных странах мира, чтобы ежедневно выдавать по 25 сертификатов. Иногда нам приходится входить в некоторые компании в сопровождении сотрудников прокуратуры — это говорит о том, что не все участники рынка добросовестно работают в данной сфере. Считаем, что новые законодательные меры позволят убрать с рынка предприятия, выполняющие требования при выдаче сертификатов только на бумаге», — считает Стариков.
 
В ходе обсуждения участники высказали ряд замечаний и предложений по рассматриваемому проекту постановления. В результате дискуссии было принято решение о создании рабочей группы на базе Общественной палаты РФ, которая аккумулирует все пожелания и комментарии от представителей бизнес-сообщества, различных ведомств и гражданского общества и представит итоговый документ в Минэкономразвития. А министерство, в свою очередь, учтет информацию и подготовит поправки к документу.
 
Другой темой круглого стола стало обсуждение единого стандарта калибровки оборудования при тестировании молока, поступающего от фермеров на молочные заводы.
 
Юрий Иванов, директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт механизации животноводства» (ФГБНУ ВНИИМЖ), академик РАН, отметил, что их лаборатория не выдает никаких сертификатов, но принимает участие в процессе сертификации племенных хозяйств. Он выразил обеспокоенность ситуацией, что на сегодняшний день контроль качества молока в России полностью монополизирован заводами — переработчиками молочной продукции.
 
«Функционал нашей лаборатории, которая называется лабораторией селекционного контроля качества молока, состоит в ежемесячных проверках поголовья скота. За прошлый год было сделано 140 тысяч анализов молока — это более 800 проб в день. При этом возможности лаборатории — две тысячи проб ежедневно. Проводится проверка и контроль качества молока, но это не связано с безопасностью питания, это технологические аспекты, которые позволяют определить лучших животных и оставить их для будущих поколений. На сегодняшний день с нами работают шесть регионов — это около 40 тысяч голов животных, однако мы можем обслуживать до 80 тысяч. То есть у нас неполная загрузка штата», — рассказал академик.
 
Участники встречи отметили, что сегодня ситуация обстоит так, что фермер производит молоко, а затем сдает его на молокозавод, где для сырья устанавливают параметры: белок, жир, сорт и т.д., которые напрямую влияют на стоимость сырья. Во всем мире законодательно закреплено, что эти параметры устанавливает независимая лаборатория, которая может располагаться на базе молокозавода, но проверять молоко в рамках установленных правил и норм. В России же такой практики нет, переработчики самостоятельно оценивают качество молока и принимают решение о его стоимости.
 
Евгения Уваркина считает, что повсеместно должны быть установлены единые стандарты калибровки оборудования, проводящего пробы молока.
 
«Сегодня в животноводстве стоит важная задача выстроить систему племенного животноводства и селекционную работу. Неотъемлемой частью селекционной работы является наполнение базы данных по качественным параметрам животных. От каждого животного берутся пробы на жир, белок, соматику. На данный момент лаборатории, имеющие возможность производить арбитражные пробы, т.е. с которыми можно обратиться в суд, производят анализ на одни и те же параметры с разным уровнем калибровки. Всегда есть погрешность, но 0,1 процента жирности молока для агрария — это огромные деньги, а достоверно доказать, каков реально процент жирности, он не может. Молочные лаборатории находятся в руках покупателей, поэтому аграрии всегда проигрывают. У нас в стране это конфликт интересов, а в других странах этот конфликт давно разрешен. Считаем, что лаборатории должны быть независимыми, они могут быть на базе кооператива, коммерческие, бюджетные, даже на базе переработчика, но везде должен быть единый стандарт калибровки для корректности измерений», — уверена Евгения Уваркина.
 
Участники дискуссии отметили, что возможность производить одинаковые для всех животных пробы на четыре основных показателя: жир, белок, соматика и бактериальная обсемененность позволит с одной стороны – для фермеров наладить контроль за селекционной работой, а с другой — создать более эффективное взаимодействие агрария и переработчика.
 
Подводя итоги, участники круглого стола предложили создать рабочую группу при ОП РФ, которая в узком кругу экспертов сформирует предложения по созданию и работе аккредитованных лабораторий по анализу молока, работа которых соответствовала бы международным стандартам.

Теги: Евгения Уваркина

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться