RSS Eng

25 апреля

RSS

Печать

Новые образовательные стандарты вызвали дискуссию в обществе

Людмила Дудова представила результаты опроса по поводу обновленного ФГОС

Новые образовательные стандарты вызвали дискуссию в обществе

24 апреля в Общественной палате Российской Федерации прошло обсуждение проекта Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС ООО).

Появление проекта ФГОС ООО вызвало в обществе активную дискуссию, особенно в части, касающейся перспектив развития отечественной школы, возможности выполнения поставленных в национальном проекте «Образование» целей и задач.

Заместитель министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович сообщил, что 29 марта стартовало обсуждение проектов обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования на специализированном сайте.


 

По словам Зеньковича, задача обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации Послания Президента Федеральному Собранию.

«Мы посчитали необходимым воспользоваться площадкой Общественной палаты, где с представителями профессионального сообщества могли провести очное обсуждение для того, чтобы все предложения были приняты во внимание и в работу», — отметил он.

Он также подчеркнул, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

«Перед нами остро встала задача обеспечения единого образовательного пространства, то есть нам надо с вами быть уверенными, что от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Северного Кавказа есть некое базовое ядро знаний, компетенций и умений для успешного усвоения его детьми», — сказал замминистра.

Зенькович отметил, что главное направление обновления — конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету.

«Когда в 2009/2010 году стандарты принимались, они принимались с концепцией, что через десять лет они должны быть серьезно обновлены, и мы продолжаем ту линию, которую начинали наши предшественники в свое время, приняв для того времени прогрессивный документ, который сыграл важную роль», — резюмировал замминистра.

Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб отметил важность обсуждаемой проблемы: «ФГОС будет определять судьбу не только социально-экономического развития, но и в целом развития нашей страны. Без образованного, креативного, инновационного класса нам не решить те глобальные вызовы, которые стоят в современном мире».

Общественник подчеркнул, что при принятии окончательной версии ФГОС важно соблюсти баланс между требованиями и пожеланиями: «Нам важен здравый подход, конструктивная, обоснованная критика, и в то же время нужно соблюсти тяжелейший баланс между вариативностью и сохранением единого образовательного пространства. Баланс найти очень сложно, потому что эти темы вызывают серьезные баталии в обществе».


 

Для выявления точек зрения и мнения широких слоев населения о подготовленном документе Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки в период с 10 по 24 апреля 2019 года провела онлайн-опрос, результаты которого представила Людмила Дудова, первый заместитель председателя комиссии.

По ее словам, в двухнедельном опросе приняли участие 16 тысяч человек из 70 субъектов РФ.

«Проект прошел широчайшее обсуждение, это говорит о том, что ФГОС — это документ, который интересует в целом все общество, — отметила она. — Нас интересовало отношение общества к документу, пониманию функций и роли этого документа в организации школьной жизни, степень активности обсуждения разными представителями общества».


 

Людмила Дудова рассказала, что большая часть респондентов уверена, что предлагаемая редакция ФГОС сохраняет фундаментальный характер образования и не ущемляет ориентированность на деятельностный подход.

«Абсолютное большинство участников анкетирования считает, что ФГОС все-таки обеспечивает качество образования, и большинство, почти 17 тысяч респондентов, считают ФГОС своевременным и возможным для внедрения», — рассказала она.

Однако, отвечая на вопрос «Как вы считаете, необходимы ли ФГОС для школы?», 41 процент респондентов считает, что ФГОС необходим, вместе с тем 41 процент опрошенных не уверен, что ФГОС нужен.

Подробнее результаты опроса.

«Когда мы обсуждаем проект ФГОС более широко, то начинается подтягивание к этой теме других острых вопросов, которые не имеют отношения к стандартам», — сказала председатель ФУМО по общему образованию, директор Института стратегий развития образования Светлана Иванова, призывая общественность к конструктивному диалогу и критике по заявленной теме.

Директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Высшей школы экономики Тарас Пащенко уверен, что «в обновленных ФГОС не учтены межпредметные связи, что, в свою очередь, приводит к тому, что детям приходится изучать одни и те же предметы на разных годах обучения».

«Предметное содержание стандарта наполнено архаичными понятиями, которые не соответствуют современном научным представлениям по многим направлениям. И формулировки предметных результатов ориентированы на репродуктивность: на запоминание и воспроизведение знаний, что не соответствует системно-деятельностному подходу», — высказал он в качестве замечаний.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сравнила ФГОС с общественным договором: «ФГОС — это общественный договор, в котором, с одной стороны, прописываются государственные гарантии, с другой стороны, это дает ориентир разработчику ФГОС».

Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации для Министерства просвещения Российской Федерации.

Теги: Образование, Людмила Дудова, Владислав Гриб

Актуальный комментарий

Валерий Фадеев возглавил СПЧ

  • Александр Ткаченко

    22.10.2019

    Александр
    Ткаченко

    «Его опыт в очень непростой роли Секретаря ОП РФ, опыт в журналистике будет полезен для развития программ СПЧ»

  • Сергей Рыбальченко

    22.10.2019

    Сергей
    Рыбальченко

    «Опыт Валерия Фадеева, связанный с общественным контролем, может быть расширен и реализован в новой должности»

  • Максим Григорьев

    22.10.2019

    Максим
    Григорьев

    «СПЧ должен стать более независим и защищать всех, несмотря на политические взгляды»

  • Светлана Разворотнева

    22.10.2019

    Светлана
    Разворотнева

    «Фадеев стратег. Он умеет выделять главные, принципиальные направления»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться